Церковь Святителей Никиты и Иоанна Новгородских в селе Новгородском

Никита и Иоанн Новгородские в молении Богоматери Знамение

Сложно определить время возникновения прихода. Тульские епархиальные ведомости за 1862 год (№ 2. С. 117) относят строительство церкви в селе к XVII веку. Деревянная церковь во имя св. Никиты и Иоанна Новгородских чудотворцев была построена, как гласит предание, тщанием одного из князей Юсуповых. По местному преданию, храм в селе был освящен в честь новгородских святых потому, что первые жители этого села были переселенцами из Новгородской губернии и будто бы их предки были крестьянами новгородских владык. Поэтому село, первоначально называвшееся Никитским, стало называться Новгородским. Впоследствии, ранее 1767 года, на средства прихожан была построена новая церковь. В 1767 году обветшавший иконостас в церкви был заменен новым, устроенным на средства помещика Н. Б. Юсупова. Впоследствии храм подвергался крупным ремонтам и реконструкциям. В 1847 году вновь заменили иконостас, уже на средства прихожан. В 1900 году в церковь села Новгородского мещанин Яков Хрунов пожертвовал два священнических облачения и одно диаконское стоимостью 115 рублей. В клировой ведомости 1916 года церковь предстает деревянной, поставленной на каменном фундаменте, с колокольней, ветхой, покрытой железом.

 

В 1895 году в приходе церкви состояло село Новгородское и деревни Пруды и Филипповка. Деревня Филипповка переведена была в приход села Новгородского из прихода села Ростово в 1879 году. Прихожан в приходе числилось 1019 человек мужского пола и 1095 человек женского пола. В конце XIX века в церкви согласно штатному расписанию положен был священник, дьякон и псаломщик. Усадебной церковной земли было 3 десятины, полевой и луговой 45 десятин.

В церкви была местночтимая чудотворная икона Божией Матери «Владимирская». В дореволюционное время 23 июня по старому стилю (6 июля — по новому) в село Новгородское стекалось до десяти тысяч богомольцев, которые приходили поклониться святыне, набрать святой воды из Святого колодца и умыться ею. В селе в это время проводилась ярмарка. Предание гласит, что эта икона в незапамятные времена явилась в Святом колодце, долгое время была домашней моленной иконой у князей Юсуповых, бывших владельцами села Никитского-Новгородского, и затем была ими передана в церковь. Она выделялась из других икон церкви богатством украшений.

С этим чудотворным образом Пресвятой Богородицы связано чудесное избавление села Солодилова от засухи. Вот как это произошло.

Весна 1900 года выдалась очень жаркой и засушливой. С середины апреля до 21 мая в селе Солодилове не было ни капли дождя. Поля пожелтели, начала сохнуть трава. Тогда крестьяне собрали сход и единодушно договорились просить солодиловских священников принести в село чудотворную икону Владимирской Божией Матери из села Новгородского. Священники исполнили это желание. 21 мая в три часа по полудни прихожане собрались у Богородице-Рождественской церкви села Солодилово. Крестным ходом пошли они за село в поле — навстречу чудотворной иконе. Здесь, в чистом поле, был приготовлен стол и чаша для молебна и водосвятия. Иссохшее поле наводило уныние и ужас. Жара стояла нестерпимая. Около часа ждали они в поле прибытия иконы. В это время на небе появилось небольшое облачко, стало понемногу сгущаться, послышался гром. Большинство присутствующих осенило себя крестным знамением. Упало три-четыре капли дождя, да и только. Поднявшийся ветер унес тучу, гром замолк. Солнышко вышло из-за тучки, продолжая беспощадно палить зноем молящихся. Наконец, прибыла икона, отслужили молебен и с пением песнопений Пресвятой Богородице направились в солодиловский храм. Икона была внесена в храм, и началось всенощное бдение. И вот в это время Господу Богу угодно было явить чудесную силу иконы Пресвятой Богородицы и Свое милосердие. Как только началось богослужение и произнесены были диаконом прошения о даровании дождя: «Дождь волен и тучу мирную подаждь земли», — как сверкнула молния и оглушительный удар грома разразился с такой силой, что все молящиеся затрепетали, а многие в страхе выбежали из церкви. Их взору предстала следующая картина. На чистом недавно небе появилось облако, разрослось в тучу, и обильный дождь-ливень, сопровождаемый грозой, пролил в течение трех часов — ровно до окончания богослужения. Это чудо всех поразило до слез. Молящиеся рыдали. С каким восторгом на другой день шли прихожане к обедне, неся с собою скудные копейки или клок холстины на свечу чудотворной иконе! На три дня все работы в селе прекратились. Икону носили по домам. Каждый сельчанин считал непременной обязанностью принять икону в дом и отслужить перед ней молебен. Желавших было столь много, что икона пробыла в селе десять дней. А в солодиловском храме все это время, ежедневно, совершались богослужения. Церковь была наполнена молящимися. Во все время пребывания иконы в селе шел дождь. Толпы народа, от мала до велика, провожали икону в соседний приход села Рождествена. Возвратившись домой, сельчане дали обет — ежегодно приносить Владимирскую икону Богоматери из села Новгородского в село Солодилово.

Так, с 1900 года в село Новгородское ежегодно приходил крестный ход из села Солодилово. Духовенство и прихожане торжественно переносили в Богородице-Рождественскую церковь села Солодилово чудотворную Владимирскую икону Божией Матери.

В 1912 году эта святыня также посетила село Солодилово, но это посещение было особенным и надолго осталось в народной памяти. Священник села Солодилово Алексей Золотарев опубликовал в Тульских епархиальных ведомостях (1912, № 22–23. С. 337–338) заметку о случившемся чуде под названием «Чудесное исцеление пред Владимирской иконой Божией Матери». «Кроме невидимых милостей, которые Владычица посылает на всех людей, в нынешнем году Она видимо излила свою благость на одну крестьянку нашего села», — писал он. А случилось это чудо так.

15 мая (по старому стилю) богобоязненная и глубоко верующая солодиловская старушка Пелагия Кузнецова, десять лет страдавшая глухотой, пришла в церковь раньше всех. Горячо помолившись перед Владимирской иконой Божией Матери, она с благоговением взяла из лампады масла и помазала себе уши. Потом стала немного поодаль от иконы и продолжала усердно просить Божию Матерь об исцелении. Как рассказывала сама исцеленная отцу Алексею, по прошествии минут двадцати-тридцати у нее вдруг сильно затрещало в ушах и зашумело, и она заметила, что у нее восстановился слух так, что хорошо могла разобрать все, что пели и читали в храме.

«Я со своей стороны, как духовный отец исцеленной, — писал священник Алексей Золотарев, — могу сказать, что она теперь слышит хорошо. Прежде разговаривать с ней приходилось очень громко и, однако, получать ответы не на вопрос, теперь же, когда я был у нее на дому и разговаривал с ней о дарованной ей великой милости, она слышала всякое мое слово, сказанное тихо. Православные! Возрадуемся вместе с исцеленной и возблагодарим Господа Бога за то, что Он так долготерпелив к нам грешным и посылает нам такие милости!.. Ты, неверный Фома, приди, виждь и убедись, какую великую радость даровала Царица Небесная простой крестьянке! Услыша об этом чуде, смягчи свое черствое сердце, смири гордый ум и смиренно припади к Тому, Кто мертвых воскрешает, больных исцеляет, прокаженных очищает, всем дает дыхание и всё!»

Перед самой революцией 1917 года в церкви служили два священника, два диакона и два псаломщика. В 1916 году настоятелем церкви был священник Николай Павлович Преображенский.

Семья Преображенских.

В центре - священник Николай Преображенский.

Слева - его сын, священник Михаил Преображенский.

Он родился 18 декабря 1841 года. Обучался в Тульской духовной семинарии, но не закончил ее. В 1862 году после увольнения из семинарии был учителем в с. Товарково Богородицкого уезда. в 1864 году определен на диаконское место для исправления псаломщической должности. 16 января 1866 года рукоположен в сан диакона к церкви села Новгородское. Преподавал в сельских школах около 10 лет. В 1887 году Тульским епархиальным училищным советом был утвержден в должности законоучителя Новгородской церковно-приходской школы. В 1891 году утвержден в должности помощника законоучителя этой школы. 18 июня 1898 года рукоположен в сан священника в село Новгородское. С этого времени по 1917 год состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы в деревне Филипповке. 22 мая 1902 года назначен на должность настоятеля Новгородской церкви. С 1904 года был законоучителем Прудовской земской школы. Награды: за усердные труды по церковно-школьному образованию награжден набедренником (1909), за отличную службу награжден скуфьей (1913), в 1913 году в память 300-летия царствования в России Дома Романовых удостоен права ношения нагрудного юбилейного знака и светло-бронзовой медали. Отец Павел овдовел. Дети отца Николая по сведениям клировой ведомости за 1916 год: дочь Варвара (р. 1868) была замужем за священником Сретенской церкви г. Белева; сын Александр (р. 1870) был священником Флоровской церкви г. Каширы; сын Алексей (р. 1872) был священником в церкви при Николаевском приюте в г. Туле, сын Михаил (р. 1873) служил священником в селе Хализово-Песковатое Белевского уезда; сын Павел служил священником в кладбищенской церкви г. Алексина; дочь Екатерина (р. 1876) была замужем за священником Николо-Завальской церкви г. Тулы; сын Николай (р.1880) служил в селе Тургеневе Чернского уезда; сын Василий (р. 1881) был доктором в г. Орле; сын Владимир (р. 1885) преподавал в одной из гимназий в г. Москве; сын Константин (р. 1889) был псаломщиком в Николо-Завальской церкви г. Тулы; дочь Елисавета (р. 1887) в 1916 году обучалась на высших курсах рукоделия в Москве.

Подробнее о судьбе двух сыновей отца Николая — Алексее и Михаиле.

Священник Алексей Николаевич Преображенский в 1893 году окончил Тульскую духовную семинарию. Состоял законоучителем и учителем в железнодорожном училище при станции Узловая. В 1895 году был определен священником в село Знаменское в Епифанском уезде. С 1901 году — духовник 4-го Епифанского округа. В 1913–1918 годах — священник Николаевской церкви при Николаевском детском приюте в Туле. Награды: набедренник (1901), скуфья (1904), камилавка (1915), архипастырская благодарность за доброе отношение к попечительству приходского храма (1901), благословение Святейшего Синода с грамотой (1918).

Священник Михаил Николаевич Преображенский был репрессирован в годы советской власти.

Михаил Николаевич и Александра Алексеевна Преображенские

 

Священник Михаил Николаевич и Александра Алексеевна Преображенские

20 июня 1896 г. окончил Тульскую духовную семинарию. В 1896 г. определен на священническое место в с. Богословское Ефремовского уезда. 28 июля 1906 г. определен к Никитской церкви с. Хализово-Песковатое. 7 декабря 1906 г. утвержден в дожности заведующего и законоучителя церковно-приходских школ с. Хализово-Песковатое. 26 июля 1924 г. перемещен в с. Богословское Ефремовского уезда. 30 января 1897 г. награжден медалью за участие во всеобщей переписи Российской империи. 20 июня 1902 г. награжден набедренником. В 1914 г. награжден скуфьей, 19 декабря 1917 г. — камилавкой, в 1922 г. — наперсным крестом. Постановлением тройки при УНКВД СССР по Тульской области от 30 декабря 1937 г. приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Расстрелян 8 января 1938 г. До ареста проживал в Белеве, Советская, 88, нигде не работал. Постановлением Президиума Тульского областного суда от 8 июля 1957 г. реабилитирован.

Священник Михаил Преображенский

«Мне было полтора года, когда арестовали и расстреляли моего дедушку Михаила Николаевича Преображенского, — вспоминает Вера Александровна Федорова (г. р. — 1936, м. ж. — г. Суворов Тульской области). — Я его лично не помню, только со слов мамы. Она говорила, что он очень любил меня и много уделял мне внимания. Дедушка был очень добрый и отзывчивый ко всем людям. Его любили прихожане в с. Песковатое. Он всем старался помочь. У Преображенских в селе Песковатом была пасека и отец всех угощал медом. В конце декабря 1937 года он был у нас в д. Кураково (27 числа) и мама с папой мои его не отпускали в Белев, но он категорически настоял, сказав, что у себя дома прячет кого-то из священнослужителей. В то время прадедушка и еще несколько священников, прятали больного старца с Оптиной Пустыни, вероятно, преподобномученика Исаакия Оптинского. Они называли и сан, и имя, но я забыла. Они узнали, что о квартире, в которой он находился, стало известно властям. Дедушка уехал в Белев и больше его не видели. Потом оказалось, что священнослужители ночью пытались вывезти его из города в повозке, но были схвачены, так как по городу была облава. Больного старца тащили по земле, не давая ему подняться. Подойти к нему не разрешали. Какое-то время держали в камерах, а потом посадили в эшелон и увезли в неизвестном направлении. Дочери ходили в Белевскую тюрьму, передавали записки, носили передачки, им обещали свиданье 10 января, но когда пришли, то им сказали, что уже сослан без права переписки. Оказалось, что их расстреляли 8 числа 1938 г. Как говорила мама, она с сестрами много ходила раз в КГБ, чтоб что-то узнать, но все — без результатов. Был один ответ: “Сослан без права переписки”. Долго поминали о здравии, но когда дедушке стало много лет, то дочери решили, что он уже умер. Мама заказала погребение, чтобы хоть как-то предать его земле на Троицком кладбище г. Белева».

 

Письмо дочерей к отцу в тюрьму. 1937 год

Письмо отца к дочерям из тюрьмы. 1938 год

 

Вторым священником с 1915 года в селе Новгородском служил Феодор Димитриевич Тычинин. Он родился 1 февраля 1883 года. В 1905 году окончил Тульскую духовную семинарию. В 1906 году был учителем церковно-приходских школ села Архангельского Крапивенского уезда. В 1906–1910 годах — учитель Никитского одноклассного училища Епифанского уезда. В 1910–1911 годах — учитель Поляницкой земской школы Алексинского уезда. В 1911 году рукоположен во священника в село Спицино Каширского уезда. В 1913 году послан на псаломщическую вакансию в село Куликовку Епифанского уезда. В 1915 году определен штатным священником в село Новгородское. Награды: в память 300-летия царствования в России Дома Романовых удостоен права ношения нагрудного знака и светло-бронзовой медали. Жена — Ольга Феодоровна.

Диакон Петр Иванович Крылов родился 24 июня 1852 года. Окончил 1 класс Тульской духовной семинарии. В 1872–1885 годах был домашним учителем в селе Кадном Ефремовского уезда. В 1885 году определен на псаломщическое место в село Новгородское, затем рукоположен во диакона. Жена — Ольга Александровна. Награды: в память 300-летия царствования в России Дома Романовых удостоен права ношения нагрудного знака и светло-бронзовой медали.

Псаломщик Сергей Васильевич Максимов родился 11 сентября 1889 года. В 1905 году окончил Тульскую второклассную певческую школу. В 1905–1906 годах — псаломщик Троицкой церкви села Никитского Богородицкого уезда. За небрежное отношение к обязанностям, грубое и непочтительное отношение к священникам, а также за чтение нелегальной литературы и прокламаций был уволен от исправления должности псаломщика в селе Никитском. В 1906–1907 годах — учитель церковно-приходской школы села Серебряных Прудов Веневского уезда. В 1907 году назначен псаломщиком в церковь села Новгородского.

Церковным старостой с 8 марта 1915 года был крестьянин деревни Филипповки Козьма Иванович Морозов. Он получил домашнее образование.

В 1885 году в селе Новгородском была учреждена церковно-приходская школа, в 1916 году в ней обучались 60 мальчиков и 52 девочки. В деревне Филипповке церковно-приходская школа была учреждена в 1899 году, в 1916 году в ней обучались 34 мальчика и 15 девочек. В церковно-приходской школе в селе Новгородском преподавала дочь крестьянина села Никитского Ольга Сергеевна Белоусова, окончившая в 1900 году земскую школу села Никитского, и мещанин г. Богородицка Андрей Васильевич Максимов, окончивший в 1902 году Тульскую второклассную церковно-певческую школу. В церковно-приходской школе деревни Филипповки преподавала дочь крестьянина, уроженка деревни Калмык Куракинской волости Богородицкого уезда Анна Ивановна Дюжина, окончившая в 1913 году Дедиловскую второклассную школу.

В селе во второй половине XIX — начале XX века действовало церковно-приходское попечительство. В 1902 году церковно-приходское попечительство, председателем которого был священник Дмитрий Ильинский, отремонтировало сруб и поправило навес над Владимирским колодцем, приобрело требник и акафист Владимирской иконе Божией Матери. Для церковно-приходской школы на средства попечительства была приобретена скрипка, переплетный станок для обучения детей переплетному мастерству и письменные принадлежности. Церковным попечительством было благоустроено приходское кладбище. Оно было обсажено ветлой, дорожки — расчищены, кресты — поправлены.

В эпоху революционных перемен в России все церковно-приходские школы, согласно декрету об отделении школы от Церкви 1918 года, были переданы в ведение отдела народного образования, преподавание Закона Божия в них было прекращено. Церковные земли были национализированы. Во время изъятия церковных ценностей в 1922 году с чудотворной Владимирской иконы была снята серебряная розетка с четырнадцатью бриллиантами и одним цветным камнем, вероятно, подаренная кем-то в благодарность Царице Небесной за оказанную милость и благодеяние. А сама церковь была разобрана в 1950-х годах, бревна использованы на строительство домов. Буйной крапивой заросло место новгородской церкви. И только один сиротливый незамысловатый крест выглядывает из зарослей, да кое-где видны разрушенные надгробья старинного кладбища.

Крест на месте храма

«Жаль, что разрушили коммунисты церковь, — говорит жительница слободы Поповки М. С. Сережкина, — пусто стало в селе после этого, и в душе грусть поселилась, с храмом-то легче было бы и старость пережить. Что ни говори, а Бог сильно помогает в жизни. Храм наш порушен был в 1950 году, я это хорошо помню. У храма, прямо на кладбище, был устроен стан мехтехники, где работали и гужевались пьяные трактористы. Вот один из них, большой озорник — Владимир Ульянов, очень гордившийся своим именем и фамилией, начал рассказывать другим мужикам, что знает место могилы известного священника, похороненного в золотых цепях и с золотыми крестами». «Неплохо было бы обобрать могилу, — говорил он, — нечего в земле золоту гнить. В дело его надо употреблять. Мертвяку она там ни к чему, а нам на разживу как раз впору…» Подобралась компания молодых парней. Как-то к вечеру, как раз в июле, начали они долбить и снимать могильную плиту. По дороге от реки снизу в это время проезжал верхом на коне председатель местного колхоза Шитов. Конь вдруг взбеленился под ездоком, сбросил его с седла и помчался на храмовую гору. Налетел на воровскую компанию. И ударил Ульянова по голове копытом, отчего тот умер.

В конце 1940-х — в 1960-х годов в Тульской области развернулась ожесточенная кампания по ликвидации святых источников. Источники засыпали, запрещали хождения к ним, рядом с ними устраивали увеселительные мероприятия для отвлечения народа и т. д. Но, несмотря на это, верующие продолжали посещать святые источники. Не изгладилась благочестивая традиция в памяти народной и в отношении к источнику в селе Новгородском — люди продолжали ехать к нему. Так, 23 июня 1950 года верующие из Товарковского района и из села Борятино устроили в селе Новгородском целый крестный ход с иконой и пением церковных песнопений к Святому колодцу. Эти моления у Святого колодца устраивались верующими ежегодно, устраиваются и ныне. Святой источник является живой достопримечательностью села. У источника стоит трехметровый дубовый крест, на котором — Владимирская икона Богоматери. У подножия креста стоит дубовый сруб полтора метра на полтора в семь венцов.

Бьет святой родник, очевидец событий давно минувших дней — оживленной, бурлящей некогда сельской жизни, крестных ходов и богослужений в селе, свидетель трагических судеб духовенства и мирян в годы лихолетья, судеб местного храма и кладбища. Бьет, унося с собой в историческую даль каждый настоящий момент. Дай только, Бог, чтобы мы, ныне живущие, не загрязнили его чистой воды своим безразличием и равнодушием к истории и культуре, к вере прежде бывших до нас поколений. Будем же почаще приходить к этому святому источнику в надежде рассмотреть в его святых водах самих себя. Вода этого источника — целебная. Она исцеляет телесные недуги, но более всего помогает увидеть свои ошибки и грехи, покаяться в них. Она вдохновляет каждого — жить по-христиански!

Доехать до источника можно по федеральной трассе «Крым» (М 2) до села Никитского или Двориков, а от этих сел по крайне разбитой дороге до села Новгородского.

 

игумен Герасим (Дьячков)

Свято-Троицкая Сергиева Лавра,

Московская Духовная Академия


Назад к списку