Введенская церковь села Верхоупье

 

Жители деревни Верхоупье до постройки в ней церкви находились в приходе церкви Преображения Господня села Товарково, Спасское тож, Богородицкого уезда. Деревня Верхоупье находилась от села Товарково на расстоянии около 20 верст. Из-за дальнего расстояния, разлития полых вод весной, осенью из-за дождей и «превеликих грязей», а зимой из-за снежных бурей и метелей верхоупцы были лишены возможности посещать богослужение в этой церкви, младенцы долгое время пребывали без Святого Крещения, болящие помирали без исповеди и Святого Причастия. В 1764 году в деревне Верхоупье было 55 дворов с проживавшими в них 502 человеками. 17 сентября 1764 года староста Трифон Тимофеев, выборный Тимофей Сычев и другие крестьяне обратились к епископу Коломенскому и Каширскому Феодосию с просьбой о благословении на строительство церкви и обещали выделить причту под строительство жилья 2 десятины земли, на пропитание священнослужителей — 32 четверти в поле, а в дву по тому ж, и 30 копен сенных покосов. 23 ноября 1764 года из Коломенской духовной консистории им была выдана храмозданная грамота, утвержденная епископом Коломенским и Каширским Феодосием (Михайловским). В грамоте указывается, что при церкви планируется устроение кладбища. В 1767 году храм был построен и освящен по благословению епископа Феодосия (Михайловского). В приход этой церкви вошло село Верхоупье, деревни Красная Слобода, Рогачи и Щелкуновка.

Село Верхоупье стремительно росло. В 1791 году в селе было уже 219 дворов. За двадцать с небольшим лет число дворов увеличилось в 4 раза! В основном это были переселенцы Богородицкой и Бобриковской волостей. В воскресные и праздничные дни церковь уже не могла вмещать молящихся, поэтому в 1791 году по прошению старосты Прокофия Фамильева, сотского Луки Филиппова, старшин Афанасия Иванова, Дмитрия Осипова и Федора Лаврентьева к церкви с южной и северной сторон были прирублены приделы. Крыша на церкви была перекрыта тесом. Сама церковь снаружи также была обита тесом.

В описи 1856 года церковь предстает деревянной с особо (рядом, но не вместе) стоящей деревянной колокольней. Снаружи и внутри церковь была обита тесом; стены снаружи окрашены белой масляной краской; алтарь внутри был обтянут холстом и покрыт голубым колером, потолок в алтаре расписан живописными изображениями Девяти чинов ангельских. Крыша и главка на церкви были покрыты железом, окрашенным медянкой — краской зеленоватого цвета с грязноватым оттенком, железный крест на главке был позолоченным. В алтаре было три окна с железными решетками, а в центральной части (четверике) и трапезной — двенадцать окон с железными прутьями. В куполе церкви было четыре окна. Колокольня была покрыта тесом, выкрашенным медянкой, стены ее также были обиты тесом и выкрашены белой масляной краской. Шпиль на колокольне и глава были покрыты белым железом, железный крест — вызолочен. На колокольне было пять колоколов: 1-й — весом 25 пудов 15 фунтов, 2-й — неизвестно, сколько пудов, 3-й — 2 пуда 35 фунтов, 4-й — 1 пуд 37 фунтов, 5-й — 31 фунт. Церковь была обнесена деревянной решетчатой оградой, раскрашенной масляной краской. Трехъярусный иконостас в церкви был сделан из липового дерева, столярной работы, по местам — резной, покрыт краской бирюзового цвета. Среди храма на железной цепи висела медная посеребренная люстра с четырнадцатью свечами весом в 1 пуд. Евхаристические сосуды были серебряными. В церкви хранились книги: Беседы Иоанна Златоуста, Проповеди на воскресные и праздничные дни, Изъяснение на Литургию, Наставление о должности христианина, Сочинения святителя Тихона Задонского, Кормчая, Новая скрижаль, Камень веры, О должностях пресвитеров, Беседа о семи таинствах епископа Евсевия, Пролог, Исторический словарь и другие.

21 ноября 1864 года бывший крестьянин села Верхоупья, ранее служивший в образцовом полку, а на тот момент — в отставке кандидат, Петр Яковлевич Изгаршев «по усердию из родного к своему храму» пожертвовал во Введенскую церковь хоругви, писанные «в византийском виде, шитые по бархату золотом, стоящие сто рублей серебра».

В 1867 году в приходе села Верхоупье было открыто церковно-приходское попечительство. Оно решало вопросы, связанные с деятельностью прихода: ремонт и строительство храма, финансовая и материальная поддержка членов причта и бедных прихожан и т. д.

В 1869 году на новом месте был заложен каменный, более вместительный храм. На строительство и обеспечение храма стали поступать пожертвования. В 1879 году Тульский губернский секретарь Василий Михайлович Флоренов пожертвовал в церковь облачения на престол и воздухи из малинового бархата стоимостью 110 рублей.

К 1881 году церковь была выстроена. Над алтарной апсидой и над центральной частью церкви возвышались барабаны с главками, покрытыми железом. Колокольня была трехъярусной, высотой до верха карниза 13 саженей. В декабрьском номере Тульских епархиальных ведомостей за 1881 год сообщается следующее: «По благословению Его Высокопреосвященства [архиепископа Тульского и Белевского Никандра (Покровского)] освящен новоустроенный каменный храм в селе Верхоупье Богородицкого уезда во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы благочинным Илией Никольским» (1881. № 24. С. 511). В церкви было запланировано устройство двух придельных алтарей — в честь Вознесения Господня и святителя Николая Чудотворца, но они так и не были устроены из-за недостатка средств.

В 1881 году при церкви была выстроена кирпичная сторожка длиной 11 ½ аршин, шириной 9 аршин, высотой 3 аршина, с кирпичными сенцами.

К 1885 году стоявшая рядом с новой каменной церковью старая деревянная Введенская церковь обветшала так, что из-за подгнивших основных балок сильно склонилась на северную сторону и вот-вот могла упасть. А старая колокольня, бывшая при ней, к тому времени с разрешения епархиального начальства уже была продана на слом и деньги от ее продажи были употреблены на построение каменной церкви. Члены причта и прихожане села Верхоупье обратились в Тульскую духовную консисторию с просьбой о разрешении разобрать церковь и употребить материалы от разборки для устройства ограды вокруг новой каменной церкви. К маю 1885 года церковь была разобрана, лес от разборки был употреблен на обожжение кирпича, а железо с кровли сложено и припасено для устройства кровли над оградой. К этому времени были готовы и 70 тысяч кирпича. 10 мая 1885 года священники села Верхоупье Николай Струков, Сергий Руднев и другие члены причта подали прошение архиепископу Тульскому и Белевскому Никандру о разрешении и благословении назначить началом закладки ограды 21 июня 1885 года. Осуществить устройство ограды предполагалось за счет средств местного церковно-приходского попечительства, по смете на работу требовалось 634 рубля 50 копеек, а именно: за делание кирпича — 280 рублей, за 8 саженей дикого камня для устройства бута под ограду — 24 рубля, за кладку кирпича — 210 рублей, за деревянные решетки — 84 рубля и на кровлю — 36 рублей 50 копеек.

Благословение на устройство ограды было получено в сентябре 1885 года, а уже 31 июля 1886 года благочинный 3-го Богородицкого округа села Иовлева священник Илия Никольский со священниками села Верхоупья Николаем Струковым и Сергием Рудневым, псаломщиками Иваном Денницыным, Михаилом Каменевым, Михаилом Добродушиным, церковным старостой крестьяниным Амвросием Яковлевичем Будановым, крестьянами Тимофеем Климоновым Изгаршевым, Тимофеем Родивоновым Изгаршевым, Евфимием Харитоновым Гончаровым и Ионой Леоновым Бобровым освидетельствовал вновь устроенную ограду вокруг храма. В акте от 31 июля 1886 года они писали: «Ограда устроена совершенно согласно утвержденного рисунка, в расстоянии от церкви по долевой линии на 18 аршин, а по поперечной — на 21 аршин; длина ея — 29 саженей, а ширина — 21; построена из кирпича высотою до столбов по 7 четвертей, а с столбами до 14 четвертей, между ними — деревянные решетки; кладка и столбы покрыты железом; в ограде с трех сторон — ворота, устроенные аркою, и около них — по две калитки. Вся работа проведена вполне добросовестно из прочного материла».

На устройство ограды прихожанами села Верхоупье были пожертвованы 90 тысяч сырцового кирпича, который затем был обожжен лесом от разборки старой церкви, причем часть леса, оставшаяся после обожжения кирпича, была продана за 100 рублей. Над обжигом кирпича трудились сами прихожане.

Каменщиками в бут были уложены 10 сажен дикого камня, в столбы, ворота и калитки положены 318 штук цокольного камня и сложена ограда из 90 тысяч штук кирпичей. Плотники делали решетки, кузнец — навесы для ворот и калиток и щеколды к ним. Кровельщики покрыли ограду железом.

Деньги на устройство ограды были пожертвованы прихожанами. На ее устройство были израсходованы 528 рублей 74 копейки, а если учесть стоимость кирпича, то — 866 рублей 24 копейки.

Председателю церковно-приходского попечительства села Верхоупье священнику Николаю Струкову в Тульских епархиальных ведомостях была объявлена признательность епархиального начальства за деятельное попечение об устройстве ограды.

Летом 1888 года на церкви были проведены малярные работы. В акте от 2 сентября 1888 года эти работы описаны так: «Купола на храме и колокольне покрыты белилами, крыша — медянкой, оконные решетки — белилами, крыша ограды — медянкой, решетка ограды — мумиею и крыша на церковной караулке — медянкой. Вся работа произведена вполне добросовестно и красиво». Если учесть, что медянка — краска зеленоватого цвета с грязноватым оттенком, а мумия — красная или красно-бурая краска, то можно представить себе внешний вид церкви, по крайне мере, в последней четверти XIX века. В карточке страховой оценки 1910 года церковь предстает выкрашенной масляной краской, внутри оштукатуренной, покрытой железом, окрашенным зеленой масляной краской.

В 1888 году прихожанами в знак признательности и благодарности к царю-освободителю императору Александру II была выстроена кирпичная часовня, в которой находилась особо чтимая икона святого благоверного Александра Невского. В карточке страховой оценки часовня предстает покрытой железом, окрашенным зеленой масляной краской, с малой главкой; длина часовни — 2 сажени, ширина — 1¾ сажени, высота до карниза — 2 сажени.

В 1902 году при церкви был построен одноэтажный деревянный церковно-причтовый дом с кухней, коридором между кухней и горницей и дощатыми сенями. Дом отапливался голландской печью, а на кухне была русская. В карточке страховой оценки 1910 года дом предстает покрытым железом, окрашенным зеленой масляной краской. К дому примыкал каменный двор, покрытый соломой.

Приходской причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Число прихожан в 1895 году было 2565 душ мужского пола и 2629 душ женского пола. Церковной земли числилось 38 десятин.

Настоятелем церкви в 1916 году был священник Николай Михайлович Соколов.

Священник Николай Соколов. Фото начала XX века

Он родился в 1870 году в селе Кузовке семье священника. У него были две сестры. Дети рано остались без родителей. В 1895 году Николай окончил Тульскую духовную семинарию и поступил на должность учителя церковно-приходской школы деревни Осиновый Куст. В 1897 году он поступил на должность псаломщика церкви села Малевка. В 1900 году был рукоположен в сан диакона к Введенской церкви села Верхоупье, а в 1901 году — в сан священника. С 1901 года отец Николай был заведующим Рогачевской церковно-приходской школой, с 1902 года — законоучителем двух земских начальных училищ в селе Верхоупье. По избранию духовенства, утвержденному в 1916 году епархиальным начальством, был духовником 5-го Богородицкого округа. Награды: набедренник (18 мая 1906 года), скуфья (11–13 июня 1914 года).

Семейство отца Николая: жена — Елизавета Александровна (р. 19 апреля 1882 года), дети — Евгения (р. 15 июня 1903 года; обучалась в Белевском епархиальном женском училище), Сергий (р. 22 апреля 1905 года; обучался в Белевском духовном училище) и Серафим (р. 25 февраля 1906 года).

Семейство Соколовых

                             

Е. А. Соколова. Фото начала XX века                        Е.А. Соколова с сыном Серафимом             

Второй священник верхоупской церкви, служивший в ней перед самой революцией 1917 года, Петр Николаевич Преображенский родился в 1882 году в семье псаломщика. В 1905 году окончил Тульскую духовную семинарию и поступил на должность учителя в церковно-приходскую школу села Богослова Епифанского уезда. В 1906 году перешел на службу в Тульское отделение Крестьянского поземельного банка, где работал помощником делопроизводителя 1-го разряда. В 1908 году по болезни оставил службу в банке. С 1910 по 1912 год был учителем Кузовского земского начального училища. В 1912 году архиепископом Тульским и Белевским Парфением (Левицким) был определен на священническое место в приход Введенской церкви села Верхоупье. С 1912 года был заведующим и законоучителем церковно-приходской школы в деревне Красная Слобода, законоучителем земского начального училища деревни Щелкуновка; с 1916 года — законоучителем 2-го класса Верхоупского земского начального училища; с 1914 года — попечителем Краснинского земского начального училища и членом Верхоупского волостного попечительства. Семейство: жена — Александра Васильевна (р. 27 августа 1885 года), дети — Петр (р. 26 февраля 1908 года). Алексий (р. 3 февраля 1915 года) и Лидия (р. 9 октября 1916 года).

Диакон Сергий Григорьевич Сахаров родился в 1848 году в семье священника. В 1870 году окончил три класса Тульской духовной семинарии. С 1870 по 1887 год был учителем народных училищ по Ефремовскому уезду. В 1885 году определен на должность псаломщика к Николаевской церкви села Мечнянское Ефремовского уезда. В 1899 году перемещен на такую же должность в село Яндовку. В 1904 году рукоположен во диакона к Введенской церкви села Верхоупье. С 1904 по 1908 год бесплатно преподавал в школах грамоты в селе Верхоупье. В 1912–1913 годах был законоучителем 3-го Верхоупского земского начального училища. С 1913 года был законоучителем в Краснинском начальном училище. Награды: за десятилетнюю службу и усердные труды по народному образованию в должности учителя Высочайше награжден серебряной медалью с надписью: «За усердие». Семейство: жена — Александра Антониевна (р. 17 апреля 1860 года), дети — Надежда (р. 5 сентября 1892 года), Анна (р. 3 марта 1895 года), Василий (р. 30 января 1900 года) и Ольга (р. 9 июля 1903 года). Василий обучался в Тульской духовной семинарии, Ольга — в Белевском епархиальном женском училище.

Псаломщик Михаил Александрович Полетаев родился в 1884 году в семье псаломщика. По окончании Богородицкого городского училища поступил в Белевскую епархиальную псаломщическую школу, которую окончил в 1903 году. В 1904 году епископом Тульским и Белевским Питиримом (Окновым) назначен на должность псаломщика к Введенской церкви села Верхоупье. Епископом Каширским Иувеналием (Масловским) 30 октября 1916 года был посвящен в стихарь. Семейство: жена — Вера Михайловна (р. 18 августа 1884 года), дети — Александр (р. 23 ноября 1909 года), Василий (р. 13 января 1911 года), Владимир (р. ?), Клавдия (р. 14 мая 1914 года) и Николай (р. октябрь 1916 года).

Псаломщик Леонид Николаевич Плакидин родился в 1893 году в мещанской семье. Окончил школу Братства святого Иоанна Предтечи в Туле. В 1912 году епископом Каширским Евдокимом (Мещерским) назначен на должность псаломщика к Введенской церкви села Верхоупье.

С 29 июня 1913 года по 1916 год церковным старостой был богородицкий мещанин Павел Иванович Клепиков.

В 1874 году в селе была открыта земская школа. К 1916 году в Верхоупье были уже две земские школы в деревне Щелкуновка и на участках (Краснинская).

А церковно-приходская школа в селе Верхоупье была открыта в 1894 году. В 1887 году она располагалась в наемном здании. В 1898 году для школы при церкви было построено на каменном фундаменте деревянное здание, которое было покрыто железом, окрашенным зеленой масляной краской; отапливалась школа одной русской и двумя голландскими печами. В 1890-х годах школой заведовал священник Николай Струков, законоучителем был диакон Николай Архангельский, а попечительницей школы с 1897 года была графиня Юлия Алексеевна Бобринская. В 1916 году в ней обучались 60 мальчиков и 20 девочек. Другая церковно-приходская школа находилась в деревне Красная Слобода; помещалась она в двух наемных домах; в ней обучались 38 мальчиков и 29 девочек.

В 1897 году в селе была открыта воскресная женская школа. Она размещалась в здании земской школы. В 1890-х годах законоучителем в этой школе был священник Сергей Руднев, учительницами — Анна Зеленина и крестьянка Елена Подшибякина.

В Рогачевской церковно-приходской школе, преобразованной в 1897 году из школы грамоты, с 1911 года преподавала Елизавета Симеоновна Соколова, вдова диакона, окончившая Тульское епархиальное женское училище, и крестьянка Татьяна Ивановна Ермакова, окончившая в 1900 году учительские курсы в селе Никитском и преподававшая с 1897 по 1898 год в Теляженской земской школе, с 1898 по 1899 год — в Горковской церковно-приходской школе, с 1899 по 1900 год — в Упской церковно-приходской школе, с 1900 по 1909 год — в Слободской церковно-приходской школе, в 1909 году — в Дьяченской церковно-приходской школе, а с декабря 1909 года — в Рогачевской церковно-приходской школе.

В Красно-Слободской церковно-приходской школе с 1907 года преподавал крестьянин Яков Симеонович Чинарев, в 1899 году окончивший Дедиловскую второклассную церковную школу и преподававший с 1899 по 1907 год в Ивановской школе грамоты Богородицкого уезда. В 1916 году он был призван на действительную военную службу в Армию. Вместо Якова Симеоновича стала преподавать крестьянка Мария Максимовна Шитова, окончившая в 1914 году Дедиловскую церковно-учительскую школу. В этой же школе с 1911 года преподавал крестьянин Симеон Васильевич Шмагин, окончивший в 1906 году Прудищенскую второклассную школу; до этого он преподавал в Ивановской школе грамоты Богородицкого уезда.

В 1-ой Верхоупской земской школе с 1899 года преподавал крестьянин Иван Иванович Зеленин, окончивший Богородицкое уездное училище; ранее, в 1898 году, он был учителем в селе Суры Крапивенского уезда. В этой же школе с 1912 года преподавала крестьянка Анна Михайловна Зеленина, окончившая Крапивенскую женскую прогимназию; ранее она учительствовала в селе Орловке.

Во 2-ой Верхоупской земской школе с 1912 года преподавала мещанка Анна Ивановна Руднева, окончившая Жиздринскую женскую гимназию в Калужской губернии, а с 1911 года — мещанка Агрипина Матфеевна Головская, окончившая Богородицкую женскую гимназию.

Во 2-ом классе Верхуопского земского начального училища преподавала мещанка Анастасия Васильевна Глаголева, окончившая Богородицкую женскую гимназию.

В Щелкуновской земской школе с 1916 года преподавали мещанки Елизавета Андреевна Долгова и Анна Александровна Балунова, окончившие в том же году Богородицкую женскую гимназию.

В земской школе на Краснинском поселке была учительницей дочь сановника г. Тулы Александра Алексеевна Посникова, окончившая Тульскую женскую гимназию; ранее, с 1909 года, она преподавала в селе Рождествено Богородицкого уезда.

Эта прекрасная, насыщенная яркими событиями и отмеченная деятельным служением Церкви и Отечеству церковная жизнь была прервана революционными событиями 1917 года.

В 1918 году Церковь была отделена от государства и школа от Церкви. В общественных и образовательных заведениях было запрещено преподавание Закона Божия, все церковно-приходские и земские школы переданы в ведение отделов народного образования. Теперь деятельность прихода ограничивалась церковной оградой. Из всех церквей были изъяты метрические книги, в которых велись записи о рождении, крещении, венчании и смерти прихожан, и переданы в ведение отдела записей браков, актов гражданского состояния. Кладбища тоже были национализированы.

В 1922 году из церквей были изъяты церковные ценности, в основном, из серебра и золота.

В 1929–1930 годах была проведена активная кампания по закрытию и ликвидации церквей и снятию колоколов. Задавленные налогами (которые в 1928–1930 годах возросли в десять раз), лишенные всех гражданских прав, что означало в первую очередь лишение продовольственных карточек и бесплатного медицинского обслуживания, служители культа стали также подвергаться арестам, высылке и заключениям в местах лишения свободы. Согласно существующим неполным данным, в 1930 году были репрессированы более 13 тысяч служителей культа. Проводимая в то время по всей стране коллективизация в большинстве деревень и городов началась с символического закрытия церкви, «раскулачивания попа». Весьма симптоматично, что около 14% бунтов и крестьянских волнений, зарегистрированных в 1930-х годах, имели первопричиной закрытие церкви и конфискацию колоколов. Антирелигиозная кампания достигла своего апогея зимой 1929–1930 годов. К 1 марта 1930 года 6715 церквей были закрыты, часть из них разрушена.

Именно в это время советской властью был нанесен первый удар по церковному совету Введенской церкви села Верхоупье. Против мероприятий по коллективизации, проводимых советской властью, и закрытия и ликвидации Введенской церкви в 1929 году выступил Василий Александрович Щербаков. Василий Александрович родился в 1880 году в селе Верхоупье. Его отец Александр Федорович Щербаков в 1890-х годах был церковным старостой верхоупской церкви и много потрудился над ее благоукрашением. Василий Александрович окончил верхоупскую земскую школу, с 1915 по 1917 год служил в царской армии рядовым. С 1926 по 1929 год он был председателем церковного совета. Переживая за судьбу родного храма, он организовал восстание верующих, но был арестован и органами НКВД осужден на 7 лет лишения свободы. Был арестован и сын Василия Александровича — Алексей Васильевич Щербаков, ему было тогда 25 лет. В 1931 году органами НКВД он был выслан на 3 года, по одним сведениям, срок отбыл, по другим — бежал.

Отец Николай Соколов, вынужден был покинуть приход. Ему тогда было около шестидесяти лет. Он уехал в Серебряные Пруды Московской области, куда ранее переселился его сын Сергей, а немного позднее и супруга Елизавета Александровна с дочерью Евгенией. Сергей Николаевич был тогда начальником финансового отдела в Серебряных Прудах. Когда в Серебряных Прудах узнали о происхождении Сергея, у него начались проблемы на работе. В 1932 году отец Николай скончался. Похоронили его на «старом кладбище» в Серебряных Прудах. Об отце Николае пишут его родственники: «Дедушка был очень добрым и хорошим отцом. В доме всем руководила бабушка и была очень строгая. На какой-то праздник, нарядив Евгению в белое платье, мама сама уехала в Богородицк. Конечно, платье она испачкала и плакала, боясь, что мама её накажет. Отец тогда постирал платье, и к маминому приезду Евгения опять была в белом платье». Елизавета Александровна скончалась в 1960 году и была похоронена рядом с отцом Николаем.

Но вернемся к 1930-м годам. В 1929–1930 годах церковь верхоупцы отстояли и не дали закрыть. В 1935 году Василий Александрович Щербаков наказание отбыл, вернулся в село Верхоупье. Вернулся в родное село и его сын Алексей Васильевич, который женился на Наталье Константиновне Абакумовой и, чтобы уклониться от преследований, взял фамилию супруги. Около 1935 года у них родилась дочь.

В 1937 году приходской совет верхоупской церкви был окончательно разгромлен. В 1937 году, а может быть ранее, в 1930 году, с церкви были сняты колокола. 16 ноября 1937 года был вновь арестован Василий Александрович Щербаков. Вместе с ним в этот день был арестован священник верхоупской церкви Иоанн Николаевич Евтехов (р. в 1893 году в селе Ново-Покровское; окончил сельскую школу) и псаломщицы Мария Тихоновна Телишева (р. в 1890 году в селе Верхоупье) и Прасковья Ивановна Михеева (р. в 1900 году в селе Верхоупье) и активная сотрудница приходского совета Ирина Герасимовна Савушкина (р. 1883 в селе Верхоупье). По сведениям НКВД, все они «ругали Сталина и колхоз». Постановлением тройки УНКВД по Тульской области от 25 ноября 1937 года все они были приговорены к 10 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. По некоторым данным, требующим уточнений, отец Иоанн Евтехов в дальнейшем был расстрелян, Прасковья Ивановна Михеева умерла в заключении, а Василий Александрович Щербаков бежал и был объявлен в розыск.

28 ноября 1937 года, спустя двенадцать дней после ареста В. А. Щербакова, был арестован и его сын — А. В. Абакумов.

А.В. Абакумов. 1937 год

В обвинительном заключении об Алексее Васильевиче Абакумове сказано, что он «высказывал резкие террористические настроения в отношении руководителей ВКП(б), вел контрреволюционную повстанческую агитацию». Постановлением тройки УНКВД по Тульской области от 7 декабря 1937 года Алексей Васильевич Абакумов приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Расстрелян 15 декабря 1937 года.

В. А. Щербаков и А. В. Абакумов были реабилитированы Тульской областной прокуратурой 15 мая 1989 года.

В 1930-х годах были репрессированы и некоторые уроженцы села Верхоупья, проживавшие в разных уголках нашего Отечества. Мы уже писали об их судьбах в статье «Земля Воловская, кровью и слезами умытая». Здесь же позволим себе небольшое отступление от избранной нами темы и скажем о них кратко: священник Андрей Николаевич Архангельский расстрелян 20 декабря 1937 года в Туле, монахиня Матрена (Гавриловна Михеева) постановлением тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Центрально-Черноземной области от 28 сентября 1931 года была приговорена к 3 годам лишения свободы, иеродиакон Иаков (Ионович Батов) постановлением тройки при ПП ОГПУ по Московской области от 10 мая 1933 года приговорен к высылке в Казахстан сроком на три года.

Священник А.Н. Архангельский. 1937 год

Итак, члены приходского совета отбывали наказание в лагерях. Грянула Великая Отечественная война. В годы войны храм не пострадал. Около его стен были захоронены несколько немецких солдат, убитых при наступлении Красной Армии. Их останки были обнаружены в 2009 году.

В послевоенные годы, когда началось открытие церквей, ходатайствовали об открытии Введенской церкви и верхоупцы. В 1947 году их просьба решением уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Тульской области А. Ф. Гришина, согласовавшего этот вопрос с архиепископом Тульским и Белевским Антонием (Марценко), была отклонена.

Церковь постепенно ветшала и разрушалась. Особенно пострадала она в годы хрущевских гонений.

Введенская церковь. 1950-е годы

В 1954 году была взорвана колокольня. В поселке Волово тогда планировалась постройка клуба, а для этого необходим был кирпич, поэтому по указанию властей были разобраны три паперти Введенской церкви, церковная ограда и, наконец, взорвана колокольня. Взрывной волной часть верха колокольни обвалило на своды в западной части церкви, своды просели и обрушились. Однако, после взрыва оказалось, что кирпич не годится для нового строительства, и отказались от дальнейшего разрушения церкви. Тогда было решено использовать колокольню в качестве водонапорной башни: наверху поставили бак, в который закачивалась вода и потом подавалась в сельский водопровод. Стоявшее рядом с церковью здание церковно-приходской школы было разобрано в начале 1960-х годов, кирпич от разборки употреблен на строительство новой школы в селе Верхоупье.

Жители села Верхоупья в это время посещали Никольский храм в селе Осиновый Куст. Многие из них принимали участие в богослужении, пели и читали на клиросе. На память приходят имена отошедших в путь всея земли Марии Тихоновны Шестовой и ее дочери Марии, Ивана Петровича Михеева, Николая Васильевича Шестова, к сожалению, скончавшегося в расколе со Святой Церковью, и ныне здравствующего Николая Петровича Молодцова. Николая Петровича Молодцова я знаю с 1989 года по нашей совместной службе в Знаменской церкви села Волово. С первых дней открытия Знаменской церкви он читал за богослужением Апостол и часы и пел на клиросе. Мужской голос в церковном хоре в то время, да и сейчас — редкость. Не только летом, но и зимой, в лютый мороз и вьюгу, он приезжал в церковь на велосипеде, редко-редко — на машине. Помню однажды, накануне Святой Пасхи, он приехал на велосипеде, весь увешанный узлами с пасхами и куличами, как новогодняя елка. Так же и уехал, повез в родное село, односельчанам, вместе с пасхальными снедями радостное: «Христос Воскресе!» Иван Петрович Михеев искусно делал киоты. У меня было несколько бумажных иконок и я повез их к нему. Это были иконки Спасителя, Знамения Пресвятой Богородицы и святой великомученицы Варвары. С Николаем Петровичем Молодцовым пошли к мастеру. Дом его был покрыт соломой, а внутри — обстановка, вполне отражающая особенности уклада русской деревни. При всей скромности изба была наполнена духовным содержанием. Главным богатством в избе были святые образа и ее трудолюбивый и богомольный хозяин. Встретил он нас приветливо. На потолочной балке была заметна какая-то фигура с подвесками. «Скоро Рождество, — сказа Иван Петрович, — придут дети славить Христа, вот здесь для них и будут подарки». Мы попили чаю с конфетами, угостил он нас и квасом, который тогда можно было попробовать только в Верхоупье, с вяленой в духовке свеклой, густой и сытный. Распрощались. Через несколько месяцев в нашем доме, в святом углу, уже стояли иконы, искусно убранные Иваном Петровичем в киоты. Одну из икон, икону святой великомученицы Варвары, я взял с собой в Лавру. А в Воловском районе и сейчас можно найти киоты Ивана Петровича. Их отличает простота и искусность, как правило, они — без лишних украшений.

Вот эти-то люди и стали первопроходцами и активистами в открытии Введенской церкви. Правда, тульскому духовенству пришлось приложить немало усилий, прежде чем храм вернулся в лоно Русской Православной Церкви, ведь в 1992–1993 годах он был занят представителями одной из раскольнических группировок, к которой примкнули и несколько жителей села. В настоящее время в селе нет ни одного раскольника.

По ходатайству жителей села Верхоупье по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона в 1993 году приход Свято-Введенского храма был воссоздан. Первым священником, служившим в приходе, был иеромонах Арсений (Голубев). Затем некоторое время богослужение совершали настоятели Знаменской церкви села Волово.

Настоятелем храма в 1993 году был священник Александр Безбородов, с 1994 по 2001 год — священник Александр Бочаров.

В 2001 году настоятелем Введенской церкви был назначен иеромонах Дионисий (в миру Алексей Викторович Черепов).

Игумен Дионисий

Он родился 27 сентября 1977 года в п. Волово. В 1994 году окончил Воловскую среднюю школу № 2. В 1999 году окончил Московскую Духовную Семинарию. По благословлению митрополита Тульского и Белевского Серапиона 18 августа 1999 года викарием Тульской епархии епископом Богородицким Кириллом (Наконечным) был пострижен в рясофор с именем Дионисий в честь преподобного Дионисия Радонежского, а на следующий день, 19 августа, рукоположен во иеродиакона. 21 августа пострижен в монашество в тем же именем. 22 августа рукоположен во иеромонаха. С 29 сентября 1999 года был клириком Свято-Казанского храма города Богородицка. С февраля по апрель 2000 года исполнял настоятельские обязанности в Свято-Покровском храме села Волковичи Заокского района. В апреле был командирован в Иоанно-Богословский храм п. Куркино. В мае 2000 года зачислен в клир храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». В мае–июле 2001 года заменял настоятеля в п. Теплое. С 15 июля 2001 года по настоящее время — настоятель Свято-Введенского храма села Верхоупье. Церковные награды: набедренник (2000), наперсный крест (2004), сан игумена (2009). В 2006 году посетил Святую гору Афон. 


Введенская церковь. 2007 год

 

В первые годы после открытия храма силами прихожан был настелен пол, устроена временная кровля, купола с крестами. Местные умельцы на токарном станке выточили украшения для иконостаса. Храм не отапливался. В лютую стужу, когда морозом порой прихватывало Святые Тайны, закутанные в несколько одежек, шли верхоупцы в родной, намоленный предками, храм. На требы и по делам игумен Дионисий разъезжал на лошади, летом — в телеге, зимой — на санях.

Приход Свято-Введенского храма

В один из дней тезоименитства прихожане посвятили неутомимому труженику небольшое стихотворение:

 

Закончилось не так давно

Ученье у священных мест,

В Волово с памятью живой

Вернулся он, принявши крест.

 

Его на родину тянуло

Нам это всем легко понять,

Здесь — престарелая бабуля,

Живет сёстра, отец и мать.

 

И стала светлою дорога

В родные, милые места,

Желаем помощи от Бога

В несенье трудного креста.

 

Дорогой сельскою негладкой,

На службу ездит на лошадке,

И ароматным цветом дышит,

Где ветерок траву колышет.

 

Он любит Господу служить,

И литургию совершать,

Отрадно бабушке с ним жить,

Церковным воздухом дышать.

 

В молитвах нас не забывай,

Молись за нас, за грешных чад.

На Божий Промысл уповай,

И будет сельский житель рад.

 

В 2008–2010 годах строительной фирмой «Сириус» во Введенской церкви были выполнены колоссальные ремонтные работы: устроено печное паровое отопление, иконостас, установлены киоты с иконами, вставлены новые окна, заменена крыша, установлен новый купол с крестом, произведена вертикальная планировка вокруг храма и устроена ограда. Все это время бессменным старостой прихода и незаменимым помощником отца Дионисия был и остается коренной житель Михаил Николаевич Шестов.

Божественная литургия

Причастие

Главным событием прихода стало завершение основных восстановительных работ и освящение храма. 3 октября 2009 года митрополит Тульский и Белевский Алексий (Кутепов) освятил храм и возглавил Божественную литургию.

Митрополит Тульский и Белевский Алексий (Кутепов)

За благотворительную помощь и труды по восстановлению храма 20 апреля 2010 года после Божественной Литургии были отмечены церковными наградами благотворители и благоукрасители храма. Литургию в тот день возглавлял настоятель Свято-Покровского храма села Акулово Московской области протоиерей Валериан Кречетов, сослужили ему благочинный Воловского округа протоиерей Алексий Резухин и духовенство благочиния. По окончании литургии отец Валериан преподнес в дар храму икону святых мучеников Флора и Лавра. 25 сентября после совершения панихиды были перезахоронены останки рабы Божией Матроны, найденные при проведении вертикальной планировки около алтаря с юго-восточной стороны. Похоронена она была около храма в благодарность за щедрую благотворительность при строительстве храма. Николай Федорович Молодцов, уроженец села Верхоупья, проживающий в Москве, пожертвовал напольные киоты с иконами Тульских святых и святителя Николая Чудотворца и две лампады к ним.

Введенская церковь. 2009 год

В 2010 году по случаю 630-летия Куликовской битвы игумен Дионисий с прихожанами посетили Куликово Поле, где молились за Божественной Литургией, которую возглавлял Святейший Патриарх Кирилл. Ежегодно в праздник Святой Пасхи прихожане принимают участие в крестном ходе в г. Богородицке, а 10 декабря — в богослужении в день престольного праздника в селе Волово.

Согласно постановлению Тульского Арбитражного суда от 27 октября 2010 года за приходской общиной села Верхоупье признано право собственности на здание храма.

 

    

Христос Воскресе!

 

За 2010 год в храме было совершено 17 Таинств Святого Крещения, 3 Венчания и 17 отпеваний.

Богослужение во Введенской церкви совершается в воскресные и праздничные дни. Вечернее богослужение начинается в 16:30, Божественная Литургия — в 8:00. По пятницам в 16:30 совершается молебный канон с акафистом Пресвятой Богородице. Богослужения на Святое Рождество, Крещение и Пасху совершаются ночью. В числе святынь храма иконы с частицами мощей святителей Московских Филарета и Иннокентия и преподобных Афанасия и Давида Серпуховских.

Приход окормляет детей и пожилых людей, проживающих в центре социального обслуживания «Надежда». С 2010 года игумен Дионисий ведет факультативные занятия по курсу «Основы Православной культуры» в пятом–восьмом классах МОУ «Верхоупская средняя общеобразовательная школа».

Неожиданной находкой и радостным событием в жизни прихода стало установление связи с потомками отца Николая Соколова.

 

игумен Герасим (Дьячков)

Свято-Троицкая Сергиева Лавра,

Московская Духовная Академия


Назад к списку