В 1783 году в селе Лутово на средства прихожан по благословению святителя Тихона, епископа Воронежского, была построена деревянная церковь в честь Вознесения Господня в одной связи с колокольней.
Святитель Тихон Задонский
В конце XIX века в храме хранился указ святителя Тихона, епископа Воронежского, от 18 декабря 1779 года о построении придельного алтаря во имя преподобного Сергия Радонежского. Однако этот придел, пишет П. И. Малицкий, почему-то не был устроен. Вероятно, этот указ следует отнести к ранее существовашей здесь церкви, которая была перестроена в 1783 году. К началу XX века вокруг церкви была устроена сплошная каменная ограда с кирпичными с трех сторон столбами, между которыми — деревянная решетка.
В приход села Лутово входило само село Лутово и деревни: Хрипково, Писемское, Булычевка, Ушаковка, Банные Выселки, Алексеевка, Таушево, Каменка, Екатериновка, Прудки, Табаровка, Калиновка, Залесская. Число прихожан в конце XIX в. было более 3000 человек. Церковной земли усадебной имелось 3 десятины, полевой — 33 десятины.
В 1892 году в Вознесенскую церковь села Лутово человеком, пожелавшим скрыть свое имя, были пожертвованы 270 рублей на приобретение одежд на престол и жертвенник.
В 1888 году в селе была открыта церковно-приходская школа, на обеспечение которой Екатериной Алексеевной Хомяковой было пожертвовано 15 десятин земли. Екатерина Алексеевна Хомякова была дочерью известного славянофила, богослова и поэта Алексея Степановича Хомякова.
А.С.Хомяков
Она владела в Нальчикском округе Терской губернии хутором. В 1902 году на ее средства был построен храм в честь Святой Троицы в пятнадцатити верстах от станицы Зольской, Пятигорского Отдела, по направлению к Эльбрусу, на возвышенном отроге горы Джинал (Кабардино-Балкария). Всего на строительство храма ей было потрачено около 60 тысяч рублей. В 1907 году Е. А. Хомякова передала для женской общины в честь преподобного Серафима Саровского, существовавшей при храме, 40 десятин земли. По прошению Е. А. Хомяковой определением Святейшего Синода в 1908 году община была переименована в Свято-Троицкую Серафимовскую обитель. В первые два года существования обители Е. А. Хомякова на свои средства построила несколько зданий, где размещались кельи насельниц и школа-приют для сорока сирот. В конце XIX века рядом с хутором действовал кирпичный завод Шериева, построенный при содействии Хомяковой. Житель селения Кармова Астемир Шериев (1852–1902) был управляющим хутора Хомяковой со дня его основания. Он имел собственный хутор в двухстах саженях от хомяковского, называвшийся Шериевским. После смерти Астемира Екатерина выполнила его предсмертную мечту и построила на свои средства (3000 рублей) сельскую мечеть.
11 июня 1900 года в селе Лутово состоялась закладка нового, каменного храма.
10 июня день выдался погожим, ясным и теплым. Почти ни один из предшествовавших ему дней не проходил без дождей. На станции «Тула» Сызрано-Вяземской железной дороги в начале третьего часа прибыл епископ Тульский и Белевский Питирим (Окнов) со свитой, которая должна была сопровождать его в село Лутово на торжество закладки храма.
Епископ Тульский и Белевский Питирим (Окнов)
Усердием и настоянием благочинного священника Василия Васильевича Милованова, настоятеля церкви села Лутово, а также благодаря заботам храмостроителя помещика Николая Михайловича Макарова, свита Его Преосвященства, обычно бывшая малочисленной в подобных случаях, на этот раз состояла из пяти должностных лиц и значительной части архиерейского хора.
Поезд шел обычным ходом. Незаметно завязавшаяся беседа между владыкой и сопровождавшими его лицами с минуты на минуту становилась оживленнее и теснее. Время летело незаметно. В открытые окна вагона врывался свежий, бодрящий и живительный воздух полей, ласкавших глаз своим веселым изумрудным видом, высокими травами, испещренными цветами, нивами и огородами у поселков и деревень. Торжественно появлялись, чтобы также торжественно скрыться потом за пригорком, деревьями или в отдалении, сельские и городские храмы. На станциях, где поезд останавливался на продолжительное время, владыку ожидало или окрестное население со священником и местным железнодорожным начальством, или ехавшие тем же поездом пассажиры, желая принять от него благословение. Хотя это и прерывало беседу владыки со спутниками своими, но — ненадолго, и, когда поезд двигался дальше, беседа снова возобновлялась. В этой беседе вопросы и нужды епархиального управления то и дело чередовались с богословскими рассуждениями о земной и загробной жизни, о тайне Святой Троицы и проч.; шумная, и докучливая городская жизнь ставилась в параллель с тишиною, раздольем и ясным воздухом полей, с красотой полевых цветов, относительной простотой и спокойствием деревенской жизни; преклонные годы, немощи, огорчения, треволнения и заботы текущих дней давали повод собеседникам мысленно обращаться к незабвенным дням детства и юности и в воспоминаниях воскрешать дорогое прошлое. Одному из собеседников вспомнились глубокие по смыслу и значению слова нашего отечественного писателя Ф. М. Достоевского: «Знайте, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее для жизни, как хорошее какое-нибудь этакое воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят о воспитании вашем, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и оно может послужить когда-нибудь нам во спасение».
На станции «Узловой» к владыке подошел некто Захаров. С согласия на владыки он услужливо распорядился подать в вагон самовар, и едущие в пути пили чай. Незаметно к свите Его Преосвященства присоединились выехавшие для встречи и пожелавшие принять затем участие в предстоящем светлом торжестве духовные лица: благочинный г. Богородицка протоиерей Иван Никифорович Кедров, наблюдатель церковно-приходских школ Богородицкого уезда священник села Никитского Иван Рождественский и другие.
На одной из станций во время остановки поезда Владыке представились и приняли от него благословение священник села Никитского с тремя питомцами Московской Духовной Академии.
В 7 часов вечера поезд прибыл на станцию «Караси», откуда предстояло проехать еще в экипажах 9–10 верст до села Лутово. «Неужели мы прибыли? Разве уже 7 часов? Где же пять часов езды нашей»? — спрашивал владыка и переспрашивали другие собеседники, когда им доложили, что уже станция «Караси».
На станции владыку встретили благочинные 4-го и 5-го Богородицких округов: Василий Васильевич Милованов и Алексей Ильинский, храмостроитель землевладелец села Лутова Николай Михайлович Макаров, земский начальник Сергей Алексеевич Бырдин, председатель Богородицкой уездной земской управы Сергей Николаевич Попов и другие должностные и частные лица.
Здесь же были пожелавшие встретить владыку и принять от него благословение певчие из села Солодилова и слушатели летних учительских курсов в селе Покровском-Луговке. Во главе встречавших, которых было около шестидесяти человек, стоял почетный попечитель церковно-приходских школ Богородицкого уезда граф Владимир Алексеевич Бобринский. При выходе владыки из вагона встречавшие торжественно пропели «Достойно есть». Владыка преподал каждому благословение, курсистам сказал краткое приветственное слово, в заключение которого пожелал преуспеяния в учебе и благоплодности в учительском деле.
Граф Владимир Алексеевич Бобринский
Несмотря на то, что станция Караси стоит одиноко в поле, для встречи владыки прибыло немало окрестных жителей. С трудом владыка прошел в зал I-го класса станции, где его ожидало духовенство 5-го Богородицкого округа в облачениях: священники села Солодилова Сергий Троицкий и Иван Казарин, села Рождествена Дмитрий Знаменский, села Верхоупья Сергий Руднев и Афанасий Рождественский, села Волова Феодор Минервин и диакон Соколов. Впереди стоял аналой с подсвечником, уставленным возожженными свечами. Владыке поднесли для целования святой крест, а диакон Соколов произнес краткую ектенью и многолетие. После этого владыка произнес многолетие пастырям и пасомым и всем православным христианам. Из-за тесноты зала курсисты с солодиловскими певчими пели стоя на дебаркадере y открытого окна комнаты. Зал был полон людьми, причем стоявшие сзади спешили взобраться на сундуки, стулья и прочее, чтобы видеть архиерея.
Краткое приветственное слово, сказанное владыкой Питиримом просто и задушевно, — о том, что ему радостно видеть такое живое единение пастырей и пасомых, доказательством чему служит единодушное прибытие их сюда, в отдаленную от их мест жительства станцию, — было уместным и благовременным.
После преподания благословения всем присутствовавшим, владыка направился к выходу, где его ожидала карета с двумя верховыми урядниками по бокам, а свиту — длинная вереница всевозможных экипажей. Толпы народа в праздничных одеждах стояли по обе стороны пути, по которому двинулся кортеж экипажей.
Теперь еще виднее стал рост хлебов, обещавших хороший урожай. Рожь была такой, что в ней легко спряталась бы любая лошадь. Только греча была местами позднего посева и едва подымалась от земли. На пути встречались толпы крестьян, в праздничных одеждах вышедших на дорогу, чтобы видеть владыку. Близ сельца Сахаровки, имения Марии Николаевны Чижовой, в живописном уголке, где хлебородные нивы подошли к тенистым и ветвистым, высоким зеленым ветлам, обрамляющим дорогу, у поворота, поставлены были столы, накрытые чистыми скатертями. На столах стояли святые иконы, увешанные полотенцами, с зажженными свечами перед ними. По русскому народному обычаю перед иконами — хлеб-соль. Так ожидали владыку сахаровские крестьяне, взрослые и дети, мужчины и женщины. Владыка приказал остановить карету и в сопровождении некоторых спутников подошел к крестьянам. Он поблагодарил их за поднесенные хлеб-соль, благословил каждого от мала до велика, напомнил о важности хранения добрых обычаев старины, таких как, напрмер, встреча с хлебом-солью, и — о воспитании детей своих в тех же добрых обычаях старины и правилах церковности...
— За это и Господь бывает милостив к нам и посылает нам урожай в полях, радует нас после ниспосланных ранее печалей, испытаний, после недавних неурожайных годов, — сказал владыка.
— Да, батюшка, Ваше Преосвященство, — заметил один из крестьян, — благодарим Бога за все. Благодарим и батюшку нашего царя, что помог нам, прокормил в голодные годы. Пошли, Господь, ему здоровья.
Внимание Владыки привлек мальчуган лет семи-восьми.
— Как тебя·зовут? — спросил владыка.
— Митя, — смело ответил мальчик.
— А умеешь ли ты, Митя, креститься?
— Умею, — так же уверенно продолжал Митя и правильно осенил себя крестным знамением.
— А когда ты, Митя, бываешь именинник? — продолжал спрашивать владыка.
— Мал еще, поди: нешто ему знать, — поспешили заметить некоторые из взрослых.
Однако поспешные замечания не смутили мальчугана. Митя с прежней уверенностью ответил и на этот вопрос:
— Осенью.
— Так, вероятно, на Димитрия Ростовского, в сентябре, — заметил Владыка, — хорошо, что знаешь, что именинником бываешь осенью, приходи завтра в лутовский храм с отцом своим, и я подарю тебе книжечку.
У деревни Алексеевки, прихода села Лутово, была приготовлена местными крестьянами вторая, подобная сахаровской, встреча. И здесь владыка выходил из кареты, чтобы принять хлеб-соль, благословить народ и сказать несколько приветственных и назидательных слов.
При спуске с горы у села Лутово прибытия владыки ожидало духовенство в церковных облачениях и множество народа в чистых праздничных одеждах, со святыми иконами, крестами, хоругвями и сосудом святой воды. Bсe приехавшие покинули экипажи и вместе с владыкой пошли торжественным крестным ходом к церкви, находившейся на расстоянии 1 ½ версты, под горой в конце главной сельской улицы. Посреди крестного хода шли прихожане с запрестольными иконами, Распятием и иконами Божией Матери, затем шли по обе стороны дороги с хоругвями и другими иконами; далее, разделенное на две стороны, шло духовенство в облачениях и без облачений. Путь после выпавших дождей совершенно был безпыльным. Он был посыпан песком, а для шествия владыки постлан был бесконечной лентой белый холст, изготовленный и пожертвованный усердием женского населения. Картина была величественная и умилительная. По обеим сторонам крестного хода шли толпы народа с возожженными свечами в руках. У всех лица сияли от радости, потому что осуществилось давнее желание лутовцев о строительстве нового храма. Шли под неумолкаемый звон колоколов и при пении хором церковных песнопений: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево», «Правило веры и образ кротости» и прочих.
После светлого и погожего дня вечер был необыкновенно ясен и тих. Над селом расстилалось высокое, лазоревое, совершенно безоблачное небо, озаренное ласковыми лучами заходящего солнца. Торжественность шествия никем не нарушалась. Несметные толпы народа были проникнуты до глубины души сознанием всей святости переживаемых минут и в своем шествии соблюдали образцовый порядок. Полицейским и сельским властям почти не приходилось делать народу никаких замечаний и указаний.
По обе стороны пути, перед каждым домом расставлены были домохозяевами небольшие столы со скатертями, иконами и крестами, хлебом-солью и зажженными свечами...
Владыка шел, сопутствуемый с правой стороны благочинным священником Василием Васильевичем Миловановым, а с левой — благочинным священником Алексеем Ивановичем Ильинским, и время от времени благословлял народ. На крышах изб там и сям были видны люди, которые, наподобие евангельского Закхея, не надеясь на свой рост и силы и не рассчитывая пробраться через массу народа, взобрались, чтобы издали видеть владыку.
Что чувствовали и переживали всем своим существом малые и старые, женщины и мужчины, дождавшиеся, наконец, столь желанного и невиданного для них торжества, конечно, трудно было бы изобразить в слове. Ведь самые пожилые, восьмидесятилетние старики и старухи не помнили, чтобы в селе Лутово был когда-либо Тульский ахипастырь и было подобное церковное торжество.
С приближением к святому храму, у ворот церковной ограды крестный ход остановился. Здесь старший приходской священник благочинный Василий Милованов поднес владыке Питириму от лица местного причта и почетнейших прихожан икону Христа Спасителя, выразив ему глубокую благодарность за то внимание, какое он оказал приходу и всему окрестному населению своим прибытием на церковное торжество в село Лутово.
После этого крестный ход проследовал в самый храм, где была произнесена ектенья и возглашены многолетия. Так как был уже 9-й час на исходе и всенощное бдение в храме было совершено ранее, в узаконенное время, то владыка сказал лишь краткое назидательное слово. В слове он выразил духовную радость, что нашлись добрые и благочестивые люди, возымевшие в мыслях и сердцах душеспасительное намерение воздвигнуть Господу Богу, в честь славного Вознесения Его на небо, новый благолепный и обширный каменный храм, вместо малой деревянной и пришедшей в упадок церкви.
«Если этот тесный и невысокий храм постоянно привлекал под священные своды свои бесчисленных молящихся, и если и в·этом малом храме постоянно присутствовал в вертепе родившийся и в яслях возлегший Господь Иисус Христос, по завету Своему: «идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их», то кольми паче священные своды нового, более благолепного и обширного каменного храма, начатого сооружением благочестивым усердием лутовских прихожан должны привлекать множайших богомольцев с славословиями Господу Богу, прошениями и благодарениями о нуждах, немощах и радостях своих», — сказал владыка.
Благословив всех присутствовавших в храме, епископ Питирим отбыл на ночлег в дом храмостроителя Н. М. Макарова, благословляя по пути народ. Н. М. Макаров и супруга его А. К. Макарова встретили владыку у дверей дома, с хлебом-солью на деревянном блюде. На блюде были вырезаны изображения сельских орудий, а на серебряной солонке в память дня закладки храма выгравировано было число следующего дня — воскресенья, 11 июня 1900 года.
Вскоре в доме Н. М. Макарова было положено начало всенощному бдению. Пели пять псаломщиков. Пение их было правильным и стройным, чтение — внятным и разборчивым.
На другой день, в воскресенье, на исходе 9-го часа владыка направился к храму Божию для совершения Божественной литургии. Утро было так же прекрасно, как и предшествовавшие ему ночь и вечер. Дорога лежала мимо того места, где было начато строительство каменного храма. Накануне из-за позднего времени владыка не мог разглядеть этого места. На нем были произведены уже значительные строительные работы. И вот утром он с восхищением увидел это возвышенное, открытое и залитое утренним солнечным светом святое место и обширное и чудное основание нового храма. Толпы народа, еще более многочисленные, более нарядные и более радостные, чем накануне, тянулись по обеим сторонам дороги и, как зернистые колосья на ниве, равномерно склоняли свои головы, по мере следования кареты с благословлявшим их через открытые окна владыкой Питиримом.
Владыка у ворот церковной ограды вышел из кареты, облачился в мантию и, прошедши к царским вратам и прочитав входные молитвы, снова возвратился на площадь перед воротами церковной ограды, чтобы здесь выслушать часы и войти в храм с малым входом. Постлан был ковер, по бокам стали архиерейские певчие в парадных одеждах. Началось архиерейское облачение. Народ был поражен и умилен такой неожиданностью, так как теперь все от мала до велика могли видеть владыку и молиться с ним. Многие не преминули взобраться на колокольню, крылечко храма, кровли близлежащих изб, на деревья в церковной ограде и даже на саму церковную деревянную ограду.
Во время чтения часов владыка посвятил в стихарь псаломщика Скорбященской церкви села Рождествена Богородицкого уезда Иоанна Павловича Казанского, о трагической судьбе которого мы уже писали в статье «Земля Воловская — кровью и слезами умытая». На малом входе были награждены набедренниками следующие священники: села Лутово Василий Димитревский, села Солодилово Иоанн Казарин, села Рождествено Димитрий Знаменский и села Верхоупье Афанасий Рождественский.
Епископу Питириму сослужили: протоиерей Успенского кафедрального собора Тульского Кремля А. Н. Иванов, ключарь Успенского кафедрального собора И. П. Никольский, благочинные — протоиерей И. Н. Кедров, священники В. В. Милованов и А. И. Ильинский, наблюдатель церковно-приходских школ Богородицкого уезда — И. А. Рождественский и приходские священники — В. Димитревский, С. Румянцев, И. Казарин, Д. Знаменский, А. Рождественский и заштатный М. Назаревский, а также протодиакон Виссонов и другие.
На литургии владыка сказал слово, в основу которого положен был текст из литургийного апостольского чтения: «Слава же и честь и мир всякому делающему благое» (Рим. 11, 10). В этом слове владыка сказал о важности предпринятого в селе Лутово дела построения нового храма. Он высказал уверенность, что Всеведущий и Всемогущий Господь, обещающий и полагающий в Откровении Своем награды и блаженства за всякую добродетель человеческую, не лишит мзды понесших и несущих труды и заботы по предпринятому храмостроительству. Владыка отметил скромность главных тружеников-храмостроителей — отца Василия Милованова и Н. М. Макарова, которые не желали приписывать себе и признавать за собой первенствующего значения в этом деле и относили заслуги и труды один другому, по слову святого апостола Павла: «Братолюбием друг ко другу любезни: честию друг друга больша творяще» (Рим. 12, 10).
После литургии владыка, неся над головой серебряный позолоченный ковчежец со святыми мощами, направился вместе с крестным ходом и в сопровождении бесчисленного множества богомольцев к месту новосозидаемого храма. Здесь еще виднее стало, насколько этот храм будет вместительней и великолепней старого и насколько усердие строителей успело уже воспользоваться благоприятным для проведения каменных работ временем, чтобы вывести основание храма в человеческий рост от земли.
В алтарной стене храма было оставлено место для положения мощей. В главной части храма был устроен помост с возвышением для владыки, устланным коврами. Здесь был совершен молебен ко Господу Богу с водосвятием. Благочинный отец Василий Милованов прочитал во всеуслышание выгравированную на металлической доске надпись о годе, дне, государе, Тульском архипастыре, лутовском причте, храмостроителе Н. М. Макарове и других лицах, принявших участие в торжестве закладки. Надпись говорила также и о закладке нового каменного храма в честь Вознесения Господня на небеса с приделами во честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. После этого владыка положил ковчежец со святыми мощами в особо приготовленный деревянный крест. Крест поместил в специально приготовленную каменную плиту в стене главного алтаря. Первый кирпич положил владыка, второй — отец Василий Милованов, затем — священник села Лутово Василий Димитриевский, местный церковный староста Антон Даниилович Петров, храмостроитель Н. М. Макаров и другие почетнейшие лица. Пока продолжалась закладка в главной части храма, владыка в сопровождении духовенства обходил все стены храма, окропляя их святой водой и совершая закладку по четырем сторонам храма. В это время хор пел псалмы пророка и царя Давида.
Когда окончена была закладка, владыка благословил храмостроителя Н. М. Макарова и супругу его иконой Казанской Божией Матери, привезенной из Тулы. Благословляя их, он сказал краткое слово. Второй иконой, святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, владыка благословил отца Василия Милованова, пожелав, чтобы святитель Феодосий, бывший строителем обителей Черниговской епархии, был постоянным, молитвенником и споспешником в деле построения святого храма в селе Лутово. Принявшие благословение от избытка переполненных чувств готовы были прослезиться.
Надо сказать, что основание нового храма во время освящения выглядело очень величественно. Оно было заполнено народом, с сиявшими на солнце металлическими хоругвями, святыми иконами и священными облачениями духовенства.
Многолетие, произнесенное протодиаконом на открытом воздухе с «силою многою», нисколько не умалилось в своей громогласности от набегавших порывов ветра, и народ с видимым восторгом слушал это редкое для него «многолетие».
По возвращении крестного хода в храм и по снятии облачений священнослужители и церковнослужители раздавали всем «Троицкие листки». «Троицкие листки» выпускались Троице-Сергеивой Лаврой в последней четверти XIX — начале XX века. Они содержали краткие статьи духовно-нравственного содержания и были ориентированы на простых богомольцев из разных сословий, для многих из которых по разным причинам было затруднительно читать объемные святоотеческие и назидательные книги. Доступные каждому, эти "листки" были зачастую занимательнее и полезнее иной книги и не требовали большого времени для прочтения. Трудно назвать те вопросы православного вероучения, которые не были бы освещены в них. Здесь и писания богомудрых отцов и учителей Церкви, согретые веянием обитавшей в них благодати Святаго Духа, и умилительный чин православного богослужения с его обрядами, и жизнеописания святых людей и подвижников благочестия. «Троицкие листки» можно назвать добротолюбием для простого народа.
Но требовались и отдых, и подкрепление сил для потрудившихся. Часть почетнейших гостей-богомольцев со съехавшимся на торжество духовенством направилась было в близлежаний к храму чистенький и уютный дом отца Василия Милованова, где им предложена была закуска и чай, другая часть — к храмостроителю Н. М. Макарову. Впрочем, вскоре Макаров позвал всех к себе. У Н. M. Макарова в тот день между прочими гостями были: граф В. А. Бобринский, князь Мышецкий, жертвовательница на храм — Мария Николаевна Чижова и многие другие. Гостям предложен был чай, закуска, а потом обед. Обед отличался обилием и разнообразием яств. К месту пришлось и всем понравилось замечание одного из гостей, обращенное к радушному и веселому хозяину: «Вот что значит — жить у воды: и рыба к столу есть какая угодно!» Действительно, усадьба Н. M. Макарова, очень живописно и уютно устроенная, была окружена чуть ли не с трех сторон небольшой запруженной речонкой, образующей продолговатый, изогнутый по своей форме пруд. За обедом были произнесены тосты за здоровье государя императора Николая Александровича и всего Царствующего дома, епископа Питирима, Николая Михайловича Макарова с супругой, за отца Василия Милованова, духовных пастырей и пасомых, за здоровье лутовского церковного старосты крестьянина Антона Данииловича Петрова, в течение многих лет берегшего каждую церковную копейку и лично от себя внесшего немалую лепту в дело построения каменного храма, за здоровье всех членов местного храмостроительного комитета, за здоровье Марии Николаевны Чижовой, одной из первых внесшей пожертвования на новый храм, и наконец, за здоровье всех известных и неизвестных тружеников по возведению храма, и прихожан, усердием своим подвозивших строительные материалы, и за многих других.
После обеда многие из гостей пожелали посмотреть небольшую, но хорошо устроенную усадьбу хлебосольного хозяина, где, как он сам объяснил, ни одно деревцо не было посажено и выращено без его указаний и забот. Не преминули посмотреть и лучшие экземпляры рысистых молодых лошадок, выращенных у хозяина в собственном заводе.
День склонился к вечеру. Пора было возвращаться обратно в Тулу, где всех ожидали оставленные на самое короткое время дела.
Некоторые из гостей вместе с владыкой, пожелавшим навестить отца Василия Милованова, вторично заехали к нему. Батюшка встретил владыку у своего дома с хлебом-солью. В доме помолились кратко. Владыка благословил супругу отца Василия и семерых их детей.
Однако время неумолимо убегало, необходимо было поспешить с отъездом из села, чтобы попасть на поезд. Владыка прошел с некоторыми из свиты, а также с отцом Василием Миловановым и Н. М. Макаровым к находившемуся вблизи дому отца Василия Димитревского. И здесь батюшка встретил владыку с хлебом-солью. Вошли в дом. Все домашние приняли благословение. Владыка ласково заметил хозяину дома, что как ему хорошо служить в одном селе с благочинным, который не забывает и ходатайствует о сослуживцах своих и выхлопотал своему собрату к торжеству набедренник, несмотря на столь короткий срок его служения в сященном сане.
Дорога лежала мимо храма. Владыка приказал остановить карету, чтобы зайти в храм и приложиться к святому престолу.
Наконец, длинная вереница экипажей снова двинулась к станции теми же полями, только успевшимипогрузиться уже в полумрак ночи, отчего хлеба казались еще выше, еще гуще. Воздух был свежий, бодрящий.
С каким-то невольно щемящим сердце чувством возвращались из села туляки, с лона природы — в шумный, душный, почти всегда смрадный от всевозможных фабрик и заводов город.
К Туле поезд подошел в четвертом часу утра. Утро выдалось ясное, но свежее и почти холодное. Ехавшие любовались видом Тулы с полотна железной дороги. Сады и огороды стояли окутанные в легкий утренний туман. Над рекой расстилался пар, там и сям сидели у воды, кутаясь от прохлады, рыболовы-охотники. Вдали за городом, на горе, виднелись лагери, а правее тянулась к городу длинная светлая полоса — это была новая деревянная ограда, постройка которой была только что начата Комитетом по благоустройству Всехсвятского кладбища. Церкви и дома Тулы, стоявшие около реки, отражались в ней, как в зеркале. Было совершенно тихо и безветренно.
В приходе села Лутово были начаты сборы на строительство новой церкви. В 1902 году церковно-приходское попечительство, председателем которого был Николай Михайлович Макаров, израсходовало всего 1114 рублей 54 копейки на заготовку строительных материалов для строительства храма, из которых: 500 рублей пожертвовал сам Н. М. Макаров, 111 рублей собрано было по сборной книге, 247 рублей пожертвованы были разными лицами, 132 рубля были выручены от продажи извести, 123 рубля 54 копейки были получены от продажи ржи, собранной на мельницах.
Церковь была выстроена и добрые люди жертвовали на ее благоукрашение церковную утварь, книги, деньги и многое другое.
В 1915 году в церковь села Лутово крестьянка Евдокия Гамазина пожертвовала икону двунадесятых прадников стоимостью 25 рублей, а крестьянин Андрей Ягунов — богослужебный апостол стоимостью 9 рублей.
В годы Первой мировой войны священники, служившие при церкви, не получали никаких доходов с имевшихся церковных земель, как сказано в клировой ведомости за 1916 год, «ввиду необычайно дорогих рабочих рук и реквизиции хлеба на нужды войны».
Перед самой революцией 1917 года в церкви служили два священника, один дьякон и два псаломщика.
Настоятелем церкви в это время был вышеупомянутый священник Василий Васильевич Милованов. Он родился 5 января 1859 года. Окончил Тульскую духовную семинарию. С 1884 года преподавал в церковно-приходском училище села Малого Скуратова. В 1886 году был рукоположен во священника к Вознесенской церкви села Лутово. С 1886 по 1894 год был законоучителем Таушевской земской школы, с 1894 по 1896 год — Каменской земской школы. В 1896 году утвержден в должности законоучителя Лутовской церковно-приходской школы. С 1897 года был законоучителем Екатерининской земской школы. С 1902 года состоял законоучителем школы грамоты в деревне Банные Выселки. В 1899 году назначен на должность благочинного 5-го Богородицкого округа. Награды: набедренник (1894), скуфья (1896), камилавка (1901), благословением Святейшего Синода (1904), наперсный крест (1912), за заслуги двенадцатилетия в должности благочинного с особым усердием награжден орденом Святой Анны третьей степени (1913). В семействе у него была жена Александра Романовна и дети: Мария (р. 1890), Анна (р. 1891), Вера (р. 1893), Николай (р. 1894), Надежда (р. 1896) и Нина (р. 1898).
Вторым священником был Василий Феодорович Димитриевский. Он родился в 1872 году. В 1890 году окончил Тульскую духовную семинарию. В 1895 году был рукоположен в сан диакона к церкви села Лапоткова Крапивенского уезда. С 1895 по 1896 год был законоучителем в церковно-приходском училище того же села. В 1896 году рукоположен в сан священника к Вознесенской церкви села Лутово. С 1896 года состоял законоучителем в земской школе в деревнях Прудках и Каменке. С 1904 по 1906 год был законоучителем в деревне Сахаровке. С 1908 года был председателем приходского попечительства. С 1911 года состоял законоучителем земской школы деревни Писемки. Награды: наберденник (1900), скуфья (1909). В семье у него была жена Таисия Сергеевна и дети — Анатолий (р. 1899) и Борис (р. 1905).
Псаломщиком при церкви в 1916 году был Петр Димитриевич Глаголев. Он родился в 1889 году. В 1905 году окончил три класса Ефремовского духовного училища и был переведен в псаломщическую школу в Белев, которую окончил в 1906 году. С 1906 года был учителем в Шиловской школе грамоты. В 1907 году был допущен к исправлению обязанностей псаломщика в одной из церквей Ефремовского уезда. В 1914 назначен на должность псаломщика к церкви села Лутово.
Вторым псаломщиком при церкви был Петр Григорьевич Милицын. Он родился в 1880 году. В 1907 году окончил Бобриковскую одноклассную церковно-приходскую школу и был допущен к исполнению должности псаломщика в церкви села Сонино Одоевского уезда, а в 1912 году был переведен на эту же должность в церковь села Лутова. В семействе у него была жена Настасья Ивановна и дети — Димитрий (р. 1887) и Николай (р. 1915). 21 января 1915 года Петр Григорьевич был мобилизован в ряды Русской Армии, а через две с небольшим недели, 12 февраля 1915 года, у него родился сын Николай.
В 1916 году на попечении прихода находилась вдова псаломщика Глафира Николаевна Любомудрова. Из епархиального попечительства ей выдавались 40 рублей в год. В клировой ведомости за 1916 год о ней сказано, что она «печет просфоры для Лутовской церкви». На ее попечении была дочь Мария (р. 1890) и сын Михаил (р. 1894). Средняя дочь Александра (р. 1891) работала учительницей в Лутовской церковно-приходской школе.
Церковным старостой с 28 февраля 1902 года по 1917 год был богородицкий мещанин А. Н. Галкин.
В приходе были следующие школы: церковно-приходская школа в селе Лутово, открытая в 1888 году; женская воскресная школа, открытая в 1899 году; земская школа в деревне Писемке; земская школа в деревне Прудках, земская школа в деревне Каменке.
В Лутовской церковно-приходской школе в 1916 году преподавали: Александра Александровна Любомудрова и Вера Васильевна Ильинская, окончившие Белевское епархиальное женское училище. В земской школе деревни Писемки преподавала Анна Александровна Токарева, окончившая Богородицкую гимназию. В земской школе деревни Каменки преподавала Дария Андреевна Архипова, мещанка из города Пензы, окончившая двухклассное училище в Пензе. В земской школе при деревне Прудках преподавала Анна Степановна Зеленина, окончившая Ефремовскую женскую прогимназию.
Число обучавшхся в школах в 1916/17 учебном году было следующим: в Лутовской церковно-приходской школе — 69 мальчиков и 82 девочки, в земской школе деревни Писемки — 21 мальчик и 8 девочек, в земской школе деревни Каменки — 20 мальчиков и 6 девочек, в земской школе деревни Прудки в клировой ведомости за 1916 г. не указано.
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СЕЛЕ ХОТЯНОВКА
19 октября 1915 года было совершено освящение вновь выстроенной на средства госпожи Ростовцевой деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Хотяновка прихода села Лутово.
К сожалению, о дальнейшей судьбе Вознесенской церкви села Лутово и Покровской церкви села Хотяновка ничего неизвестно. Прошу лутовчан поделиться сведениями о том, где находились церкви и какова их судьба в XX веке. Письма и фотографии присылайте по адресу: 141300 Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия, игумену Герасиму (Дьячкову).
игумен Герасим (Дьячков)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра,
Московская Духовная Академия