Когда-то Господь Иисус Христос избрал из своих учеников двенадцать ближайших и послал их проповедовать о Царствии Божием во все концы Палестины. Этих учеников мы и называем апостолами. По-гречески апостол значит «посланник». Первым из них назван Симон или Петр. Симон – было имя этого рыбака, а Петр, то есть Камень – прозвище, которое дал ему Иисус.
Когда ученики увидели великое чудо – Иисуса, идущего по водам, и решили, что видят призрак, - Петр вскричал Ему:
- Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде!
Такой пылкой была его вера в Учителя, что он не побоялся вступить на воду и даже сделал несколько шагов, и лишь потом испугался, - а, испугавшись, начал тонуть и закричал:
- Господи! Спаси меня!
Господь подал ему руку и сказал:
- Маловерный! Зачем ты усомнился?
И все же вера Петра была более пылкой, чем вера других учеников, которым и не пришло бы в голову так смело шагнуть на воду бурного озера.
«За кого вы считаете меня?» - спросил однажды Спаситель учеников. И Петр уверенно вскричал: «Ты – Христос, Сын Божий!»
Видно, за горячее сердце приблизил к Себе Господь Петра, которого сделал очевидцем многих важных и таинственных событий. Вместе с апостолом Иоанном Богословом и его братом Иаковом Петр был с Господом и на горе Преображения, и в Гефсиманском саду, где Иисус молился до кровавого пота.
На Тайной Вечере Петр сказал Иисусу:
Хотя бы и надлежало мне умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя!
Но Господь с печалью ответил ему:
- Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
И сам того не заметив, после ареста Иисуса, Петр трижды отвечал людям, спросившим его: «Ты был с этим Человеком?» - «Я не знаю Его». Он не придавал этим словам значения, а это было отречение.
Горько оплакал Петр свой грех. Он радовался со всеми учениками Воскресению Христову, но воскресший Иисус долго не называл его Своим учеником. И вот однажды, когда апостолы ночью ловил рыбу, они увидели воскресшего Иисуса стоящим не берегу. И что же Петр? Он не раздумывая бросился в воду и не раздумывая поплыл к возлюбленному Спасителю, хотя мог доплыть с другими в лодке… В ту ночь Господь трижды спросил его: «Любишь и ты меня?». И со скорбью, понимая, почему повторяется этот вопрос, Петр трижды ответил: «Ты знаешь, Господи, я люблю Тебя!».
Так вернулся Петр в число апостолов и потом много послужил проповеди Евангелия. Это он в день Сошествия Святого Духа, сказал первую христианскую проповедь людям, окружавшим учеников. А когда пришло ему время пострадать за веру, он просил распять его вниз головой, ибо считал себя недостойным такой же точно казни, какой подвергли Христа…
А вот апостола Павла не было в числе тех двенадцати учеников, которых Иисус первыми послал не проповедь. Мало того, после того, как появилась Христианская Церковь, он был одним из самых ярых гонителей христиан и готов был искать их повсюду, чтобы придать на казнь. И вот этому-то гонителю по пути в город Дамаск, куда он спешил, чтобы арестовывать там христиан, таинственно явился Сам Господь и преобразил все его существо. Из гонителя Савл (так его тогда звали) стал апостолом, который обошел своими ногами многие-многие земли, с великой любовью и мудростью рассказывая людям о Христе, привлекая их к Церкви, создавая общину за общиной… Он переживал множество приключений, терпел гонения, томился в темнице, совершал чудеса – о многом из этого рассказывает увлекательная книга Деяний Апостольских, входящая в Новый Завет. И хотя при земной жизни Спасителя Павел никогда не видел Его, он сделал столько для первой Церкви, что мы называем его вместе с Петром ПЕРВОВЕРХОВНЫМ апостолом.
И память их празднуется в один день – по преданию, их и казнили за проповедь Христа в один и тот же день в Риме.
Из книги «Праздники Православной Церкви»
(Автор-составитель Е.В.Тростникова)
Бог поставил их превыше других апостолов
Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла Святая Церковь чтит так высоко, как никого другого из святых апостолов, хотя все они велики перед Богом.
Что же это значит? Это значит, что Сам Бог поставил их превыше других апостолов. Святого апостола Петра Господь Сам так возвеличил, как никакого другого апостола. Святого апостола Петра Господь назвал краеугольным камнем Церкви Своей, назвал той скалой незыблемой, из которой будет создана Церковь Его. Эти слова не имеют ли высочайшего значения? Это ли не превознесение святого Петра над всеми другими апостолами? И дам тебе ключи Царства Небесного (Мф. 16; 19). Не величайшее ли назначение получил постол Петр от Самого Господа Иисуса Христа?! Ему даны ключи Царствия Небесного, ему дана власть вязать и решить всех нас, окаянных и грешных: он буде впускать или не впускать во врата Царствия Небесного. Вот видите, что святого Петра сам Господь Иисус поставил превыше всех других апостолов.
Он считал Петра самым крепким, самым сильным верою и преданностью Богу и поручил ему утвердить всех братьев своих – прочих апостолов, если постигнет их это искушение, если попытается сатана всех их сеять, как пшеницу.
Итак, видите, Сам Господь Иисус Христос поставил Петра первоверховным апостолом.
А почему первоверховным признается и святой апостол Павел? Он не был одним из двенадцати избранников Христовых, не был даже учеником Его при жизни Его, а теперь по достоинству, по величию причтен к святому первоверховному апостолу Петру. И кто назвал его вторым первоверховным наряду с апостолом Петром? Это сделал не Господь Иисус Христос, ибо он не был Его учеником при жизни, и не только не был учеником, а был жестоким врагом Его, он был учеником фарисея, знаменитого учителя того времени Гамалиила. Его назвала первоверховным, поставила наряду с апостолом Петром Святая Церковь. Но чем руководствовалась при этом она, произволом ли своим? Конечно, нет. Она руководствовалась Священным Писанием – посланиями самого апостола Павла, которые так святы, так насыщены Божественной Благодатью, так глубоки по содержанию, что называют его вторым основателем христианства после Господа Иисуса Христа.
Знаем из Деяний апостольских, что босыми ногами, пешком обошел святой Павел все области малой Азии, везде и всюду проповедуя о Христе, везде и всюду основывая церкви; был в Македонии и а Греции, был в Афинах и в Риме, доходил даже до Испании.
Итак, труды его были безмерны, были неисчислимы.
Что же, однако, значит, что Господь Иисус Христос избрал Своим первоверховным апостолом Петра, который троекратно отвергся Его во дворе первосвященника Каиафы? Это значит, что Господь Сердцеведец: Он знал, каким безмерным покаянием, какими кровавыми слезами будет до конца жизни заглаживать святой Петр свое троекратное отречение, знал, что внезапно будет он вскакивать с постели каждую ночь, когда пропоет петух, будет распростираться на земле, будет часами умолять Бога о прощении.
За такое покаяние Господь простил его тяжкий грех, ибо слышали вы на всенощной беседу Господа Иисуса с Петром, в которой призывал он его пасти овец Своих, агнцев Своих, троекратно призывал к этому и этим троекратным призывом очистил святого Петра от греха отречения.
И святому Павлу, бывшему сперва Его врагом, простил Господи Иисус тяжкий грех гонения на Него и на христиан, потому что Господь Сердцеведец знал, что и святой Павел загладит грех свой многострадальной жизнью и пламенной проповедью своей. Он знал, чем будет Павел, знал, что Павел скажет: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2; 20).
Господь Сердцеведец знает сердца всех людей. А мы, не зная сердец человеческих, как часто тяжко осуждаем и клеймим презрением и осуждением явных грешников, которые , может быть, слезно покаялись перед Богом и прощены Им.
Как часто забываем слова Христовы: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7; 1). Как часто забываем о своих тайных грехах, которые к позору нашему откроет Христос Судия на Страшном Суде перед всеми людьми.
Да будут же святые первоверховные апостолы Петр и Павел для нас всегдашними напоминателями о том, что Христос – Бог Сердцеведец, и знает не только то, что в сердцах наших, но и то, что может быть и будет в них. Аминь.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)