Cвятой равноапостольный великий князь Владимир, основатель государства Российского и креститель Руси

 

28 июля - память святого равноапостольного великого князя Владимира, основателя государства Российского и крестителя Руси.

Св. равноапостольный великий князь Владимир, нареченный во святом крещении Василием, был пятым из князей русских. Он был сыном Святослава и внуком св. Ольги, первой русской княгини-христианки. По примеру своей бабки он почувствовал пустоту языческой религии и начал думать о другой, истинной вере. Когда узнали о желании Владимира переменить веру, то явились к нему многие проповедники: еврейские, магометанские, немецкие (западные христиане) и греческие, и каждый предлагал свою веру. Более всех понравилась Владимиру православная греческая вера. На него очень сильно подействовал греческий проповедник, показавший ему картину страшного суда. «Хорошо праведникам по правую сторону, горе же грешникам по левую!» - сказал со вздохом Владимир. «Крестись, и ты будешь в раю с первыми», - отвечал ему проповедник. Особенно замечательны слова, сказанные Владимиром иудейским проповедникам. «Где ваша земля?» - спросил у них князь. «Наша земля – Иерусалим и Палестина, - отвечали они, – но мы прогневали Бога грехами, и Он рассеял нас по всей земле». «Как же вы можете учить других, когда сами отвержены Богом и рассеяны по всей земле?» - заметил тогда Владимир. «Мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества». Бояре советовали Владимиру еще испытать всякую веру на месте, и он послал 10 мудрых мужей в разные стороны. Послы побывали при богослужении у евреев, магометан, немцев и, наконец, прибыли к грекам. Сам патриарх совершал литургию в их присутствии; великолепие храма, множество духовенства в богатых облачениях и стройное пение привели послов в восторг. «Когда греки ввели нас туда, - так говорили Владимиру послы, возвратившись из Греции, - где они служат своему Богу, то не знаем, на небе ли мы находились или на земле. Нам казалось, что сами ангелы поют с небес вместе с клиром. Узнав веру греческую, мы не хотим иной». Тогда Владимир окончательно решил принять христианскую веру.

Любя пышность и торжественность, Владимир пожелал принять новый закон от самих царей и патриархов греческих; но просить об этом греков гордому языческому князю казалось унизительным. С другой стороны ему хотелось породниться с греческим императором, взяв в замужество его сестру, царевну Анну. И Владимир решил добиться всего этого войной. Он овладел принадлежавшим в то время грекам городом Корсунем или Херсоном, и послал просить руки царевны. Ему отвечали, что царевна как христианка не может быть женой язычника. Владимир сказал, что ему понравилась греческая вера, и он желает креститься. Тогда царевна отправилась в Корсунь для брака с Владимиром. У Владимира в это время разболелись глаза; царевна советовала ему поспешить с крещением и говорила: «Прими скорее святое крещение, и ты избавишься от слепоты и телесной, и душевной». Немедленно послали за корсунским епископом, который крестил Владимира. При крещении Владимир был назван Василием. И действительно, лишь только епископ возложил руку на голову Владимира, чтобы погрузить его в купель, как он внезапно прозрел и воскликнул: «Теперь я узнал истинного Бога!». За крещением последовало и венчание Владимира с Анной. Затем он отправился обратно в Киев, взяв из Херсонеса греческих пастырей: первого русского митрополита Михаила и священников, святые мощи, много святых икон, крестов и сосудов. Здесь Владимир прежде всего предложил креститься двенадцати своим сыновьям, и они крестились в одоном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие знатные люди. Затем Владимир приступил к приготовлению народа к крещению и, прежде всего, начал истреблять идолов. Некоторые из них были изрублены, некоторые сожжены. Главный же из идолов, Перун, был сброшен с горы, на которой стоял, в реку Днепр. Священники собирали народ и наставляли его в вере. Наконец, Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители явились в известный день для принятия крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя и рассуждали так: «Если бы новая вера не была лучше, то князья и знать не приняли бы ее». В назначенный день бесчисленное множество народа собралось на берегу Днепра. Сюда явился и Владимир со священниками. Все киевляне вошли в реку: кто по шею, кто по грудь, малые дети были на руках у взрослых. Священники на берегу читали молитвы, а св. Владимир, объятый восторгом, поднял руки к небу и молился за своих новопросвещенных подданных. «Творец неба и земли! Благослови сих новых чад Твоих!», - говорил он в молитве. После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде,  Ростове и Суздальской земле. Первый митрополит Киевский Михаил путешествовал в Новгород; в Суздаль же и другие города путешествовал вместе с ним и сам князь. Они уничтожили там идолов и, крестя народ, ставили храмы. Дети св. Владимира, которым он раздал уделы, также ревностно заботились о введении и распространении христианской веры в своих уделах. Отсюда же она шла далее и далее по пределам нашего отечества. То, о чем мечтал Владимир, сбылось при его сыновьях и внуках: страх перед варварской Русью сменился славой просвещенной, сильной, великодушной Руси в ближний и дальних землях. И по праву одной из самых первых книг, написанных на Руси, стала «Похвала князю Владимиру». Автором ее был Иларион, первый известный ним русский книжник. При самом Владимире Иларион был священником в церкви села Берестова, возле летнего княжеского дворца. При сыне Владимира, князе Ярославе Мудром, Иларион стал митрополитом Киевским, главою русской церкви.

За труды введения и распространения православной

веры в России князь Владимир, как и бабка его, княгиня Ольга, причислены церковью к лику святых. Св. Владимир именуется равноапостольным, подобно царю Константину.  

Крещение князя Владимира и Руси было в 988 году.



Назад к списку